Интернет-семинар (вебинар) Методика подготовки к олимпиадам и интеллектуальным турнирам по обществознанию. Часть 2. Для учителей обществознания, участников турнира и их родителей. 24 февраля 2014 г.
ЦЕЛИ ТУРНИРА: ВЫЯВИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ К ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ УЧЕНИКОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
ПРЕДМЕТНЫЕ СЕКЦИИ 9-10 КЛАССЫ 11 КЛАСС
Структура бланков заданий (секции «Обществознание» 9-10, 11 класс) Общее количество заданий - 11 Задания различные по форме, содержанию, сложности НЕ БЫЛО ЗАДАНИЙ закрытого типа единственного выбора ОБЩЕЕ ВРЕМЯ, ОТВОДИМОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ – 90 МИНУТ
ТИПЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА: восстановления соответствия, множественного выбора ОТКРЫТОГО ТИПА: дополнения; свободного изложения
Система оценивания олимпиадных заданий (9-10 класс) Максимальный балл- 22 Часть 1 – за каждый правильный ответ дается 1 балл Часть 2 – до 2 баллов Часть 3 – до 4 баллов
Система оценивания олимпиадных заданий (11 класс) Максимальный балл- 24 Часть 1 – за каждый правильный ответ дается 1 балл Часть 2 – до 2 баллов Часть 3 – до 3 баллов
Содержательные разделы (9-10 класс) Содержательные разделы Число заданийМаксимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2ДО 3 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 2ДО 4 ЭКОНОМИКА2ДО 3 СФЕРА ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 3ДО 3 ПРАВО2ДО 2
Содержательные разделы (11 класс) Содержательные разделы Число заданийМаксимально начисляемый балл за верный ответ в каждом вопросе ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2ДО 3 СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 3ДО 3 ЭКОНОМИКА2ДО 3 ПОЛИТИКА2ДО 2 ПРАВО1ДО 3
Тема турнира 290-летие Российской академии наук Тематика части заданий: 2013 г. – 20-летие принятия Конституции Российской Федерации
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 (9-10 КЛАССЫ) О каком понятии идет речь: «То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду». М.Е. Салтыков-Щедрин. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 (9-10 КЛАССЫ) Запишите понятие, соответствующее определению: «… - явление, выражающее степень динамичности социальной структуры того или иного общества». ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 (9-10 КЛАССЫ) Впишите год, в котором истекают полномочия ныне действующего Президента Российской Федерации В.В. Путина. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 (9-10 КЛАССЫ) Запишите ответ, используя числа, слова (словосочетания). Назовите дату (число, месяц, год) и форму принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (9-10 КЛАССЫ) Заполните таблицу. Определите критерии классификации социальных статусов, встречающихся в предложенном фрагменте стихотворения Саши Чёрного «Жалобы обывателя», и приведите примеры из текста, соответствующие каждому критерию. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (9-10 КЛАССЫ) Моя жена – наседка, Мой сын, – увы, эсер, Моя сестра – кадетка, Мой дворник – старовер. Кухарка – монархистка, Аристократ – свояк, Мамаша – анархистка, А я – я просто так... Дочурка – гимназистка (Всего ей десять лет), И та – социалистка – Таков уж нынче свет
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (9-10 КЛАССЫ) ОБЛАСТЬ ОТВЕТОВ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ПРИМЕРЫ 1Политическая принадлежность (взгляды) Эсер, кадетка, социалистка, монархистка, анархистка 2Семейно-родственные связиЖена, дочурка, свояк, мамаша, сестра 3Род занятийКухарка, дворник 4Социальное (сословное) происхождение Аристократ 5Религиозная принадлежность (исповедание) Старовер 6Возрастная принадлежностьГимназистка (десять лет)
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 1 (11 КЛАСС) Впишите слово. Свойство, которым наделяются такие политические лидеры, как Александр Македонский, Александр Суворов, Жанна д'Арк, согласно типологии лидерства М. Вебера. ЗАПИШИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ В СТРОКЕ ЧАТА СЕЙЧАС
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) Каким понятиям соответствует представленный ряд? Дайте краткий ответ. 1 балл – за каждый правильный ответ, т.е. понятие, образующее ряд. 1.Галопирующая, ползучая, несбалансированная, скрытая, открытая, ожидаемая, неожидаемая. 2.Традиционная экономика, рыночная экономика, командно-административная экономика, смешанная экономика. 3.Свободное ценообразование, конкуренция, частная форма собственности на средства производства, свобода предпринимателя.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) 4. Делимость, ликвидность, портативность. 5. Совершенна конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. 6. Акции, облигации, векселя, фьючерсы, ваучеры, тревэлчеки. 7. ТОО, полные товарищества, акционерное общество, товарищество на вере, индивидуальный предприниматель.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) ОБЛАСТЬ ОТВЕТА верных ответов – 3 балла; 5 – 2 балла; 3-4 – 1 балл; менее 3 – 0 баллов.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) Заполните таблицу. Необходимо вписать «Да» или «Нет». Установите верность или ложность утверждений. Ответы запишите в таблицу. 1.Президентом Российской Федерации может быть избран российский гражданин, достигший 25 лет. 2.Высший законодательный орган в Российской Федерации называется Верховным Судом РФ. 3.Высший исполнительный орган в Российской Федерации называется Правительством. 4.Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации избирается сроком на четыре года.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) 5. Избирательное право согласно Конституции РФ ограничивается возрастным и имущественных цензом. 6. Президент Российской Федерации имеет право распустить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после трехкратного отклонения ей представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации.
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 3 (11 КЛАСС) ОБЛАСТЬ ОТВЕТА Нет ДаНет Да 6 верных ответов – 3 балла; 5 – 2 балла; 3-4 – 1 балл; менее 3 – 0 баллов.
УЧАСТНИКИ ТУРНИРА ДОПУСКАЛИ ОШИБКИ ЧАЩЕ в заданиях ОТКРЫТОГО ТИПА, требующих самостоятельное вписывание ответа. По НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ при выполнении заданий. Инструкции по заполнению полей ответов и максимальное количество баллов даны к каждому заданию. Делая ИСПРАВЛЕНИЯ в бланке ответов. При заполнении бланка ответа все цифры и буквы должны быть чётко прописаны, исправление письменного текста и использование штриха не допускается.
Рекомендации ДОМА, НА УРОКАХ Практиковаться в выполнении заданий разного типа. Уделять внимание заданиям открытого типа. УЧАСТВУЯ В ИСПЫТАНИИ Внимательно знакомиться с инструкцией по выполнению заданий, с примерами оформления варианта ответа. Выполнять задания на черновике, потом переносить в чистовой вариант.
Рекомендуемая литература Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие. М., Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М., Оганесян М.Р. Задания школьных олимпиад по обществознанию классы. М., 2013.
ИНТЕРНЕР-РЕСУРСЫ: – официальный сайт Президента РФ. – сервер органов государственной власти РФ. – федеральный портал российских олимпиад школьников. миролимпиад.рф – Портал Российского совета олимпиад школьников «Мир олимпиад».
ИНТЕРНЕР-РЕСУРСЫ: – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. – Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» (законодательство с комментариями). – Научная электронная библиотека.
Спасибо за внимание! 24 февраля 2014 г.