Социально-психологические условия раннего начала табакокурения Выполнила: Бердюгина Наталья, ученица 9 «А» класса, МБОУ «ООШ 15» Рубцовск, 2014.
Актуальность В настоящее время в России курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Подростки начинают курить, казалось бы без помощи взрослых и даже вопреки их воле. Ведь никто из родителей не скажет, что он приучил своего ребенка курить. Хотя исследования возникновения привычки курения показали, что курильщики выросли в семьях, где оба или один из родителей курили. Как правило, в приобщении к курению на начальной стадии играют большую роль социально-психологические причины - распространенность курения в ближайшем социальном окружении, своеобразная игра с сигаретой, стремление казаться взрослее и т.д.
Социально-психологические условия раннего начала табакокурения Цель: выявление социально-психологических условий раннего начала курения. Задачи: 1. Рассмотреть историю возникновения табакокурения в России; 2.Определить наиболее распространенные социально-психологические факторы раннего употребления табака; 3. Выявить наиболее распространенные социально-психологические факторы раннего употребления табака среди учащихся 8-9 классов школы 15. Объект: социально-психологические условия начала употребления табака среди подростков. Предмет: социально-психологические условия начала употребления табака учащимися 8-9 классов школы 15. Гипотеза: несмотря на владение достоверной информацией о вреде курения табака, подростки начинают курить под воздействием определенных социально-психологических факторов. Методы: анализ литературы, анкетирование, математические методы для обработки данных.
История табакокурения В 1492 году во время своего первого путешествия в Новый Свет Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с курением табака. 1559г. – нюхательный табак был завезен во Францию. 1586г.- обычай курить трубку был завезен в Англию. В начале XVII столетия табак начал появляться в России. В 1604г. вышел труд «О вреде табака», принадлежавший Якову I Стюарту, королю Англии, который являлся ярым противником курения. В этом труде отмечалось, что курение - это «...привычка противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких».
СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА
ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ Пассивным курением называют вдыхание некурящим сигаретного дыма. Пассивными курильщиками являются те, кто находится в накуренном помещении. Курение в присутствии детей не только наносит вред здоровью детей, но и вносит свой вклад в их приобщение к табакокурению, как с физиологической, так и с психологической точки зрения.
К чему приводит раннее начало курения: Формированию стойкой табачной зависимости в зрелом возрасте; Значительному количеству ежедневно выкуриваемых сигарет (20 и более); Появлению ряда опасных хронических заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др.) Неблагоприятному прогнозу в отношении продолжительности жизни. Сигареты разрушают сердце: И являются причиной рака легких
СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Стадии зависимости 1-ая стадия: Курение носит случайный характер, преобладает психологическая зависимость 2-ая стадия: Имеет место как психологическая так и физиологическая зависимость 3-я стадия: Отмечается сомато- неврологическая патология
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕГО НАЧАЛА КУРЕНИЯ Широкая распространенность курения в обществе; Доступность сигарет, влияние рекламы; Терпимое отношение к курению в обществе; Распространенность курения в ближайшем социальном окружении; Давление группы сверстников или старших подростков; Стремление казаться взрослее; Неблагоприятный статус в группе; Неадекватная самооценка; Высокий уровень тревожности; Дети видят- дети делают Склонность к невротическим реакциям.
АНТИТАБАЧНЫЕ МЕРЫ (ПРОФИЛАКТИКА) -Регулирование распространения табачных изделий. -Размещение на упаковках предупреждающих надписей г. - запрет на рекламу табачных изделий в России. -Пропаганда знаний о вреде курения табака -Ограничения на содержание смол и никотина в 1-ой сигарете г. – запрет наружной рекламы табачных изделий.
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ Необходимо решить две задачи: Предотвратить начало курения (первичная профилактика). Способствовать прекращению курения среди тех школьников, кто уже курит (вторичная профилактика). Формы профилактики курения: Групповые дискуссии; Ролевые игры. Профилактика курения в подростковом возрасте дает: Достоверную информацию о влиянии курения на организм человека. Умение четко формулировать аргументы против курения. Умение противостоять давлению сверстников.
Исследование В школе 15 проводилось социологическое исследование по проблемам табакокурения. В нем приняли участие 56 учащихся 8-9 классов.
Результаты исследования:
Результаты исследования
Распространенность курения в ближайшем социальном окружении составила (семья, друзья)- 95,2%
Причины начала курения (по – мнению подростков)
Исследование Источником информации о вреде курения выступили:
100% респондентов знают о вреде курения.
Выводы Табак начал появляться в России в начале 17 столетия. Курение табака наносит непоправимый вред здоровью как самого курильщика, так и тому, кто находится рядом (пассивному курильщику). Для борьбы с курением предлагаются различные меры профилактики курения. В настоящее время в России широко распространено табакокурение среди подростков. Основными социально-психологическими причинами начала табакокурения являются: курение в семье и ближайшем социальном окружении, особенности возрастно-психологического развития подростков, принадлежность подростка к более старшей группе, определенные личностные характеристики.
Конфуций сказал: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт». КАКОЙ ПУТЬ ВЫБИРАЕШЬ ТЫ?
Литература 1.Александров А. А. д.м.н., профессор, Александрова В. Ю., к.м.н. – Профилактика курения среди продростков.- Альманах для медицинских работников 4, Котляков В. Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово: Кузбассвузиздат, Профилактика социально опасного поведения школьников/авт.- сост. Е. Ю. Ляпина.- Волгоград: Учитель, Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. – М., Свиридов А. Н. Педагогическая профилактика наркомании: учеб. Пособие: изд. 2-ое, дополн.- Барнаул: АКИПКРО, 2008.