Русская литература 20 века
Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам.
В это время реалистическая эпоха русской культуры сменяется модернистской. Модернизм – общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Все модернистские направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуков до совершенства.
От гр. symbolon - знак, символ. Три элемента: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности. Связь с мировой культурой. Интерес к отечественной классике. Интуитивное постижение мира, ведущее к познанию идеала. Ощущение хаоса. Особая роль творчества. Поэт - пророк.
Появился в России в гг. XIX в. Стал значительным фактором русской культурной и духовной жизни Представители в литературе : В. Я. Брюсов К. Д. Бальмонт А. Белый Ф. К. Сологуб И. Ф. Анненский Представители в живописи : А. Бенуа К. Сомов М. Врубель
Особенности русского символизма : Повышенное внимание к истории, проблеме личности и её внутреннему миру Героико - трагические переживания социальных и духовных конфликтов рубежа веков Сочетание противоречивых тенденций Открытия в поэтике - обновление жанров лирики - новые принципы циклизации - смысловая полифония Идея самоценности искусства ( независимость от всего ) Уход от социальных задач, искусство – чисто художественное явление
Старшие символисты В. Брюсов Ю. Балтрушайтис К. Бальмонт 1903 Брюсов « Ключи тайн » : Цель искусства – выражение « движения души » поэта, выражения тайн человеческого духа Сущность мира непознаваема рассудком, но познаваема интуицией Искусство есть постижение мира иными. Не рассудочными путями. Задача искусства – запечатлеть мгновения прозрения, вдохновения Создания искусства – это приотворённые двери в Вечность
Младосимволисты 1900 гг.- рубеж веков В. Иванов А. Белый А. А. Блок Л. Л. Эллис Философия Соловьева …Мы подошли - и воды синие Как две расплеснутых стены. И вот в дали белеет скиния, И дали мутные видны … Противопоставление мира идей и мира действительности, рационального и интуитивного познания Мотив ожидания грядущих зорь, предвещающих начало новой эры Эклектичность, противоречивость В центре внимания – вопросы о судьбах России божественное единство Вселенной Душа мира – Вечная Женственность Общество построено на духовных началах
От гр. akme - высшая степень чего-либо. Выделился из символизма. Критикует туманность языка символистов. Проповедует точность, ясность поэтического языка, логичность в замысле, в постройке произведения. Человек должен найти лад с собой и с миром. Связь с мировой культурой и русской классикой.
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастност ь Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные традиции Предметный мир значителен сам по себе, а не только как символ чего-то высшего. Стремление освоить яркий земной мир. Деятельность самого человека. Ясность слова Высшее предназначение поэта – открыть мир, его красоту
От лат. futurum - будущее. Ощущение грядущих перемен. Стремление осознать через искусство будущее мира. Творчество как продолжение природы. Отказ от традиций. Разрушение существующей системы жанров. Разрабатывается тонический стих. Неограниченное словотворчество. Сложная композиционная структура.
М.Горький: «Как бы смешны и крикливы ни были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой новой жизни». В.Брюсов: «Я должен признать значительность работы, исполненной футуристами» Бунин И.А.: «Чего только не проделывали мы за последние годы с нашей литературой? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм».
Эстетические принципы футуризма 1.Отношение к предшествующим и иным культурам, эпохам и традициям: декларативный «разрыв» с предшествующей традицией; революционное новаторство в поэзии; разрушение старых норм. 2.Отношение к реальности: революционное преображение. 3.Взгляд на призвание поэта: поэт- бунтарь, революционер, сотворец новой реальности. 4.Взгляд на исторический процесс: весный прогресс, отрицание прошлого во имя настоящего и настоящего – во имя будущего. 5.Близкий род искусства: живопись. 6.Проблема соотношения «имени» и «вещи»: сталкивание называния м показа вещи, метафоризация действительности.
Поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января в Москве в семье известного художника. Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма. Вместе с Н.Асеевым он организовал группу новых или «умеренных» футуристов – «Центрифуга». Борис Пастернак «Центрифуга» Вернуться к "Содержанию"
Русский поэт. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента. Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета. 1914г. – Асеев – один из организаторов литературной группы «Лирень». По инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное общество «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество». Николай Асеев Вернуться к "Содержанию"
Родился 7 июля 1893 в селе Багдади в семье лесничего. Маяковский учился в московской гимназии. Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает "делать социалистическое искусство": "Я прервал партийную работу. Я сел учиться". В 1911 Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов. Владимир Маяковский Кубофутуризм Вернуться к "Содержанию"
Крупнейший представитель русского авангарда, поэт, прозаик, драматург, философ. Родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии. В 1908 году переехал в Петербург, поступил на 3-й курс естественного отделения физико-математического факультета. С осени 1909 г. перешел на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, вслед за этим перешел на 1-й курс славяно-русского отделения историко- филологического факультета. Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который предложил отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Хлебников Велимир (Виктор Владимирович) Вернуться к "Содержанию"
Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) Эгофутуризм Родился в Петербурге в семье офицера (по материнской линии – потомок Карамзина и дальний родственник Фета). Стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело». Фактически он остался единственным из эгофутуристов, вошедших в историю русской поэзии. В 1911 г. назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго», получилось – эгофутурист («Я- будущее» или «я в будущем»). Вернуться к "Содержанию"
В начале 1920-х большинство представителей футуризма вошло в ЛЕФ (Левый Фронт Искусств – литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929). Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Отдельные тенденции футуризма были подхвачены новыми литературными группами. Вернуться к "Содержанию"
Презентацию подготовил Родин Антон ученик 11 «А» класса.