Г ОТОВИМСЯ К ПЕРЕХОДУ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС).
О РГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) МБДОУ «Крестовский детский сад». Заведующая: Гапонова В. А. Воспитатель: Скачкова Е. В.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. Письмо Минобразования РФ от /19-12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» ( Текст документа по состоянию на июль 2011 года) Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. 436-ФЗ « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от ФЗ) Указ Президента РФ от « О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(проект) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от « Об утверждении СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательные области Коммуникатив но-личностное развитие Познавательно- речевое развитие Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие
Т РЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ. Д ОЛЖНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ : Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, участка) и материалов,оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного возраста), во всей группе, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе. В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия. Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Р АЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОЛЖНА БЫТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНО НАСЫЩЕННОЙ, ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ, ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ, ВАРИАТИВНОЙ, ДОСТУПНОЙ, И БЕЗОПАСНОЙ. 1. Насыщенность. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения ( в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; наличие в Организации (группе) полифункциональных ( не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4. Вариативность. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации ( группе) различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
5. Доступность. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих Организацию(группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6. Безопасность. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Ф УНКЦИИ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ. Информационная- каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая -должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребёнка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным.
Математическая зона Уголок изодеятельности Уголок природы Музыкальный уголок Познавательно- речевая зона Уголок уединения игровая Мини музей Зона для экспериментирования веранда Участок ДОУ Уголок режима Спортивный уголок Театрализован ный уголок
Р АЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА - ЭТО ЕСТЕСТВЕННАЯ КОМФОРТНАЯ ОБСТАНОВКА.
Д ОСТИЖЕНИЯ ДОУ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей,но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Важно помнить, что предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир детства- это не только игрушки, но и вся окружающая ребёнка среда, которая способствует физическому, художественно-эстетическому, коммуникативно-личностному, познавательно -речевому развитию детей.
Л ИТЕРАТУРА : 1. О.А. Скоролупова Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Из опыта работы. Москва 2010г.-111с. 2. Программа « От рождения до школы» под. редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва- «Мозаика-Синтез»2012г. 3. Организация предметно-игрового пространства в детском саду. Марцинковская Т.Д. Москва-2012г. -119с. 4. Организация предметно-развивающей среды Л.Г.Киреева, 2009г с.