Оценка и контроль в условиях ФГОС
Принципиальное отличие стандартов нового поколения: ориентация на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (УУД).
ФГОС устанавливает три основные группы результатов: ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом ПРЕДМЕТНЫЕ
Система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
При построении системы оценки важно видеть единую логику планируемый результат – типовая задача (способ достижения результата) – качественная оценка, переведённая в количественную отметку.
Результаты индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащие итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы : ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики.
Переходя на новые стандарты обучения нужно изменить инструментарий – формы и методы оценки. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Все средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
Сравнительный анализ систем оценивания обучения на компетентностной основе и традиционного обучения ПараметрыОбучение на компетентностной основе (ФГОС) Традиционное обучение (ГОС) Объект оцениванияКомпетенции (знания, умения и практический опыт как основа формирование компетенций). Знания, умения, навыки Субъект оцениванияОбучающийсяОбучающийся, преподаватель. Ответственный за оценивание Обучающиеся (самооценивание, взаимооценивание), внешний и внутренний эксперт (преподаватель, мастер производственного обучения, работодатель и пр.). Преподаватель, мастер производственного обучения. Критерии оцениванияНабор объективных качественных критериев, разрабатываются и доводятся до обучаемого заранее. Набор количественных параметров (например, количество допущенных ошибок в ответах). Особенности проце- дуры оценивания Экспертное наблюдение в ходе всего процесса обучения. Экспертная оценка в контрольных точках (контрольная работа, зачет, экзамен и т.д.). Сбор личных достижений в течение всего обучения. Экспертная оценка в контрольных точках освоения модуля (контрольная работа, экзамен, зачет и т.д.). Значение оцениванияОценивание является обучающим фактором, направленным на повышение мотивации обучающегося. Оценивание является контролирующим фактором. Период оцениванияПериод готовности обучающегося продемонстрировать освоенные компетенции. Период, обозначенный в учебном графике.
Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов своих достижений в Портфолио ученика.
Самооценка Система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.
Алгоритм самооценки 1. Какова была цель задания? 2. Удалось получить результат? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей – то помощью?
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфолио включаются: результаты, достигнутые учеником в ходе учебной деятельности; результаты, достигнутые учеником в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности, - протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и портфолио в целом ведется на критериальной основе.
Модели оценочной деятельности Внутренняя оценка: Внешняя оценка: учитель, ученик, государственные образовательное службы учреждение и родители аттестация: мониторинг: выпускник система образования
Рекомендуется использовать три вида оценивания: - стартовую диагностику; -текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; - итоговое оценивание.
Оценка метапредметных результатов Основной объект оценки – сформированность таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы.
Оцениваем результаты: - предметные, - метапредметные, - личностные. 1.Что оцениваем? Примерные правила технологии оценки учебных достижений
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 2. Кто оценивает?
3. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
4. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов ( предметных, метапредметных, личностных); в « Портфеле достижений».
5. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию; за тематические проверочные работы – обязательно.
6. По каким критериям оценить? По признакам трёх уровней успешности: - необходимый (базовый); - повышенный (программный); - максимальный (решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи».
7. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
«Стремление к успеху без напряжённой работы всё равно, что ожидание урожая, который не был посажен.» Дэвид Блай. Желаем УСПЕХОВ!