Оценка достижений планируемых результатов Группа террабиты.
Структура и содержание оценки Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом системой оценки, с другой. Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом системой оценки, с другой. Рассмотрим с выделенных позиций особенности оценка личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, обратив особое внимание на описание объекта, особенностей содержания и процедур их оценки. Рассмотрим с выделенных позиций особенности оценка личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования, обратив особое внимание на описание объекта, особенностей содержания и процедур их оценки.
Оценка личностных результатов Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка; систему психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития. систему психологопедагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Оценка метапредметных результатов Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,включая планирование, контроль и коррекцию. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности,включая планирование, контроль и коррекцию. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий
Оценка предметных результатов Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока: самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; самоопределение сформированность внутренней позиции школьника принятие и освоение новой социальной роли ученика; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е.«значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е.«значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов; моральноэтическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости. моральноэтическая ориентация знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости.
Критерии оценки планируемых результатов В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый. В педагогических измерениях принято рассматривать три уровня описания результатов образования: планируемый, реализуемый и достигнутый. Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Пример 1 Счет Примеры проверочных заданий Счет Примеры проверочных заданий Учащимся показывают три одинаковых сосуда с кубиками одного размера, в одном из которых 30 кубиков, в другом – 60, а в третьем – 90. Они могут оценить, сколько кубиков находится в каждом из сосудов, объяснить, как они делали оценку и проверить ее прямым пересчетом. Учащимся показывают три одинаковых сосуда с кубиками одного размера, в одном из которых 30 кубиков, в другом – 60, а в третьем – 90. Они могут оценить, сколько кубиков находится в каждом из сосудов, объяснить, как они делали оценку и проверить ее прямым пересчетом. Учащиеся могут описать порядок, в котором они пришли в класс. Учащиеся могут описать порядок, в котором они пришли в класс. Рекомендуемые критерии оценивания Рекомендуемые критерии оценивания правильность ответа, верность и надежность результатов подсчета; правильность ответа, верность и надежность результатов подсчета; разумность способов оценки и точность оценки, умение ее проверить; разумность способов оценки и точность оценки, умение ее проверить; разумность объяснений; разумность объяснений; грамотность речи. грамотность речи.
Пример 2 При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями: При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями: 1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. 1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. 2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы. 2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы. 3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта. 3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Пример 3 В проверочной работе используются три типа заданий: В проверочной работе используются три типа заданий: ? задания с выбором ответа (12 заданий), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный; ? задания с выбором ответа (12 заданий), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный; ? задания с кратким ответом (6 заданий), требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов; ? задания с кратким ответом (6 заданий), требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов; ? задания с развернутым ответом (2 задания), в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст. ? задания с развернутым ответом (2 задания), в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
Библиография 1. Демидова М.Ю., Иванов С.В. 1. Демидова М.Ю., Иванов С.В. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М.Просвящение.2009 Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М.Просвящение Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам. М. Просвящение Логинова О.Б., Фирсов В.В., Леонтьева М.Р. Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам. М. Просвящение Чутко Н.Н. Общеучебные умения и навыки как объекты оценивания в новых стандартах образования. 16/2007, газета «Начальная школа», изд. дом «Первое сентября» 3. Чутко Н.Н. Общеучебные умения и навыки как объекты оценивания в новых стандартах образования. 16/2007, газета «Начальная школа», изд. дом «Первое сентября» 4. http// standart. edu. ru 4. http// standart. edu. ru