КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА
ХРУЩЁВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ. Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью» после «суровой сталинской зимы». Начались общественные перемены, на которые откликнулись представители культуры. «Оттепель» – это ещё не «весна» культурной жизни.
ЛИТЕРАТУРА ХРУЩЁВСКОЙ ЭПОХИ Ещё до 20 съезда КПСС появились произведения нового советского литературного направления – обновленческого (статьи в «Новом мире» В.Померанцева, В. Овечкина, М.Лифшица; произведения И.Эренбурга, В.Пановой, Ф.Панферова и др). Но критику сталинизма Хрущёв сам пытался ограничить, ведб некоторые публикации больно били по тоталитарной системе ( произведения А.Вознесенского, Д. Гранина, В.Дудинцева, Е. Евтушенко и др). Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака», роман которого получил Нобелевскую премию. Публикация романа поставила писателя почти вне закона. Пастернак был исключен из Союза писателей и отказался от Нобелевской премии, чтобы его не выгнали из страны.
МУЗЫКА,КИНЕМАТОГРАФИЯ,ИСКУССТВО ЦК КПСС ослабил идеологический пресс, изменил постановления о изменении некоторых опер Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др., посчитав их безосновательными. В годы правления Хрущёва появляются кинофильмы («Летят журавли» М.Калатозова, «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г.Чухрая. «Социалистического реализм» стал основным направлением плакатного искусства.
БРЕЖНЕВСКИЙ «ЗОЛОТОЙ ВЕК» Поначалу брежневское руководство занимало так называемую «золотую середину», выработанную ещё при Хрущеве. Но потом потихоньку правительство начало вытеснять критиков сталинизма и ужесточать партийную требовательность к произведениям кинематографа, литературы и искусства, усилился идеологический контроль за прессой и учреждениями культуры. Железный занавес опустился намертво.
ЛИТЕРАТУРА БРЕЖНЕВСКОГО ВЕКА Противостояли официальной идеологии предствители деревенской прозы Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин и др. В 70-х – начале 80-ч на чужбине оказались В.Аксенов, А.Солженицын, В.Максимов, В.Некрасов, В. Войнович.
КИНЕМАТОГРАФ И МУЗЫКА БРЕЖНЕВСКОГО ВЕКА Многие кинематографисты и музыканты были выдворены из СССР (А.Тарковский, Ю.Любимов, М. Ростропович, Г.Вишневская, А.Галич и др). Свой взгляд на смысл жизни представляли режиссёры Г.Товстоногов, А.Эфрос, О.Ефремов, А.Герман и другие. В то же время происходила «магнитофонная революция». Признанными лидерами являлись В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Ким, Б.Окуджава, М.Жванецкий, А.Райкина, бичевавших пороки общества.
ПЕРЕСТРОЙКА И НОВАЯ РОССИЯ С приходом М.С. Горбачева гласность стала направляющей в культуре. Б.Н. Ельцин после распада продолжил курс на демократизацию культуры.
МУЗЫКА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ. Рок-музыка стала основным направлением середины 80-х конца 90-х годов (группы ДДТ, Кино, Рок острова, Аквариум, Наутилус Помпилиус, Воскресение, Машина времени, Би-2, Алиса и др). Темы широко варьируются: от социальных тем до высших чувств.
ЛИТЕРАТУРА НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Экстренно началась реабилитация эмигрантов-писателей и писателей, оказавшихся под идеологическим прессом (И.Бродского, А.Галича, В.Некрасова и др.) Публиковались ранее запрещённые произведения зарубежных писателей. В 90-е появляются новые российские писатели.
КИНО НОВОГО МЫШЛЕНИЯ Выпускаются в прокат запрещённые раньше фильмы («Комиссар» А.Аскольдова и др). В 90-е годы появляются новые режиссёры, достигающие высот: П.Лунгин, А.Балабанов, А.Хван, С.Сельянов.
ВЫВОД: КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА НАСТОЛЬКО РАЗНООБРАЗНАЯ, ЯРКАЯ, И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРЕМЕНЧИВАЯ И НЕПРЕДСКАЗУЕМАЯ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ОБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ. Выполнила Мария Румянцева