1 Проект «Мир детства»
2 Перспективы психологического сопровождения проекта «Мир детства», ориентированные на ребенка Зав. отделением развития ребенка, детский психолог В.Ю. Демидова
3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Области проблем (задач) развития ребенка-дошкольника 2. Кто я? Какой я? 3. Я и окружающий мир 4. Я и другие 5. Что я могу? 6. Критерии особенностей ребенка 7. Контакт 7. Контакт 8. Общение со взрослыми 8. Общение со взрослыми 9. Общение со сверстниками 9. Общение со сверстниками 10. Эмоционально-волевая сфера 10. Эмоционально-волевая сфера 11. Деятельность 11. Деятельность 12. Реакция на оценку 12. Реакция на оценку 13. Внимание 13. Внимание
4 Области проблем (задач) развития ребенка-дошкольника 1.Кто я? Какой я? 2. Я и окружающий мир. 3. Я и другие. 4.Что я могу? СОДЕРЖАНИЕ
5 Кто я? Какой я? Тело – узнавание и освоение своего тела Пол – половая идентичность и полоролевое поведение Самооценка – образ самого себя СОДЕРЖАНИЕ
6 Неблагоприятные варианты развития Проблема как задача развития При фиксации на проблеме При уходе от проблемы Узнавание и освоение своего тела Озабоченность внешним видом, эмоциональное напряжение, перфекционизм, невротические состояния, соматические нарушения Скудость чувств, моторная неловкость, нарушения познавательного развития, дефицит самоконтроля, нарушения саморегуляции Половая идентичность и полоролевое поведение Демонстративность, тре- вожность, неуверенность, скованность, соматические и невротические нарушения Инфантильность, диффузия идентичности, зависимость, противоречивость образа «Я», недовольство своим телом, рассогласование физического и психического Образ себя, самооценка, определение своего места Завышенный уровень притязаний, эгоизм, поиск признания, невротические и соматические нарушения Неадекватная самооценка, страхи, тревожность, зависимость, агрессивность СОДЕРЖАНИЕ
7 Я и окружающий мир Любопытство – устройство и тайны окружающего мира Фантазия – реальные и воображаемые миры Вечные вопросы – добро-зло, жизнь- смерть… СОДЕРЖАНИЕ
8 Неблагоприятные варианты развития Проблема как задача развития При фиксации на проблемеПри уходе от проблемы Тайны окружающего мира Одиночество, страхи, трудности в установлении контактов, чрезмерное фантазирование или упрямство, негативизм Отсутствие познавательного интереса, любознательности, задержка развития познавательных процессов, снижение интеллектуальной деятельности Миры – реальные и воображаемые Педантизм, чрезмерное фантазирование, трудности в общении, страхи Нарушение развития воображения, повышенная тревожность, зависимость, скудность чувств, ригидность Вечные «недетские» вопросы Тревожные состояния, страхи, зависимость, несамостоятельность, перепады настроения, невротические и соматические нарушения Эгоцентризм, бесчувственность, беспринципность
9 Я и другие Родители – любовь родителей, близких Сверстники – признание сверстников Взрослые – принятие взрослыми СОДЕРЖАНИЕ
10 Неблагоприятные варианты развития Проблема как задача развития При фиксации на проблеме При уходе от проблемы Общение со взрослыми Демонстративность, болтли- вость, завышение самооцен- ки, ябедничество, утрата границ «взрослый-ребенок» (отсутствие уважения) Неорганизованность, нарушение произвольности, конфликтность, замкнутость, снижение познавательной активности Общение с родителями, родственниками Тревожность, чувство оди- ночества, демонстратив- ность, снижение самооценки Пассивность, трудности в понимании эмоций своих и окружающих Общение со сверстниками, признание сверстников Снижение авторитета взрослого, агрессия, демон- стративность, ложный альтруизм, деспотизм, агрессивность, эгоцентризм, негативизм, ограничение общения Изоляция, одиночество, трудности установления социальных контактов, недостаточное развитие коммуникативных навыков, замкнутость, страхи, низкая самооценка
11 Что я могу? Умелость – состоятельность в разных сферах Самостоятельность – активность, инициатива Эмоции – управление своими эмоциями СОДЕРЖАНИЕ
12 Неблагоприятные варианты развития Проблема как задача развития При фиксации на проблеме При уходе от проблемы Умелость в разных сферах Страх не оправдать ожидания, претенциозность, упрямство, негативизм в отношении авторитетов, стремление к успеху любой ценой Неуверенность, трудности коммуникации, снижение авторитета среди сверстников, отсутствие воли, неумение реализовать поставленные цели Активность, самостоятельност ь, инициатива Беспокойство, возбуждение, переутомление, доминантность, демонстративность Пассивность, несамостоятельность, подчиненность, гипер- или гипоактивность Управление своими эмоциями, произвольность Отсутствие эмпатии, отказ от удовлетворения собственных потребностей, отсутствие спонтанности, трудности в выражении эмоций, трудности установления близких доверительных отношений Снижение продуктивности деятельности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, неорганизованность, безответственность
13 Критерии особенностей ребенка СОДЕРЖАНИЕ
14 Контакт в контакт не вступает в контакт не вступает в контакт вступает с большим трудом в контакт вступает с большим трудом контакт формальный контакт формальный не проявляет заинтересованности в контакте не проявляет заинтересованности в контакте контакт избирательный контакт избирательный легко и быстро вступает в контакт легко и быстро вступает в контакт СОДЕРЖАНИЕ
15 Общение со взрослыми разговаривает после некоторых усилий «разговорить» его разговаривает после некоторых усилий «разговорить» его не подходит по собственной инициативе не подходит по собственной инициативе никогда не просит о помощи никогда не просит о помощи стремится заслужить ласку, похвалу, одобрение стремится заслужить ласку, похвалу, одобрение СОДЕРЖАНИЕ
16 Общение со сверстниками старается устраниться от активного участия в игре старается устраниться от активного участия в игре не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям признает и уважает равные права других детей признает и уважает равные права других детей СОДЕРЖАНИЕ
17 Эмоционально-волевая сфера устойчивый положительный эмоциональный фон устойчивый положительный эмоциональный фон негативный эмоциональный фон негативный эмоциональный фон умеет сопереживать умеет сопереживать конфликтный, агрессивный конфликтный, агрессивный двигательно-расторможенный, суетливый двигательно-расторможенный, суетливый СОДЕРЖАНИЕ
18 Деятельность работает с удовольствием, интересом работает с удовольствием, интересом формальное отношение к деятельности формальное отношение к деятельности избирательный интерес избирательный интерес познавательная активность высокая (низкая) познавательная активность высокая (низкая) СОДЕРЖАНИЕ
19 Реакция на оценку адекватная на одобрение и замечание (радуется, ждет одобрения / исправляет ошибку, обижается) адекватная на одобрение и замечание (радуется, ждет одобрения / исправляет ошибку, обижается) неадекватная на одобрение и замечание (не реагирует, равнодушен / делает назло, нет реакции) неадекватная на одобрение и замечание (не реагирует, равнодушен / делает назло, нет реакции) СОДЕРЖАНИЕ
20 Внимание плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание внимание недостаточно устойчивое, поверхностное внимание недостаточно устойчивое, поверхностное внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные внимание достаточно устойчивое, длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительные СОДЕРЖАНИЕ