Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово. Управление. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 97. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина Александровна
Запишите словосочетания в тетрадь. читающий мальчик рассказанная история выпавший снег читающий книгу рассказанная мамой выпавший утром Определяем проблему урока
Сравните словосочетания в каждом столбике. Что в них общего? читающий мальчик рассказанная история выпавший снег читающий книгу рассказанная мамой выпавший утром Как причастие связано с другими словами в словосочетании? читающий мальчик рассказанная история выпавший снег читающий книгу рассказанная мамой выпавший утром А в чём различие? Обозначьте графически эту связь. Сформулируйте проблему урока.
Сравните предложения. Опираясь на графику, назовите причастие с зависимыми словами. Выглянувшее солнце ярко осветило поляну. Выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну. На миг выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну. какое? откуда? какое? на какое время? Открываем новые знания Выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну. На миг выглянувшее из-за туч солнце ярко осветило лесную поляну. Чем отличается 2-е предложение от 3-го?
Прочитайте текст в рамке учебника (упр. 521) и заполните места пропусков. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Слово, к которому относится причастие (причастный оборот), называется ……… Слово, которое зависит от причастия, является …………., и вместе они составляют …………………. Слово, к которому относится причастие (причастный оборот), называется определяемым. Слово, которое зависит от причастия, является зависимым, и вместе они составляют причастный оборот.
Распределите словосочетания в группы: засеянное звёздами падавшая на дорогу опавшие листья высохший пруд сшитый мастером покорённая вершина причастие с определяемым словом причастный оборот Как называется связь причастия с определяемым словом? СОГЛАСОВАНИЕ
Проанализируйте представленную схему связи определяемого слова с причастным оборотом. Какие части речи могут выступать для причастия в роли определяемого слова, а какие – в роли зависимого? Ссуществительное местоимение-сущ. существительное наречие
Работа в парах. Просклоняйте причастие с зависимым существительным. Зависимое слово стоит в определённом падеже. засеянное звездами засеянного звёздами засеянному звездами засеянное звёздами засеянным звездами о засеянном звёздами сшитый по заказу сшитого по заказу сшитому по заказу сшитый по заказу сшитым по заказу о сшитом по заказу Что вы заметили? засеянное звёздами засеянного звёздами засеянному звёздами засеянное звёздами засеянным звёздами о засеянном звёздами Такой тип связи называется управлением. сшитый по заказу сшитого по заказу сшитому по заказу сшитый по заказу сшитым по заказу о сшитом по заказу засеянное звёздами сшитый по заказу И. Р. Д. В. Т. П.
Прочитайте определение в рамке учебника (упр. 523) и составьте схему для вида подчинительной связи управление. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Рефлексия Выпишите причастный оборот. Выглянувшее из-за туч солнце, снег, выпавший утром, кружащиеся в воздухе снежинки, освещённая луной поляна. Проверьте себя Выглянувшее из-за туч, выпавший утром, кружащиеся в воздухе, освещённая луной.
Отметь словосочетание со связью управление: А. горящего леса Б. на засеянном поле В. защищавших Родину Г. за уходящим горизонтом Проверь себя Рефлексия