Особенностисказочныхживотных Выполнила: Яковлева Нюргуяна, ученица 3 «а» класса МОБУ СОШ 9 им.М.И.Кершенгольца Руководитель: Архипова А.П., зав.библиотекой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СКАЗКИ по видовым особенностям по авторству волшебные о животных бытовые литературные (авторские) народные.
Advertisements

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК Сказки - это мудрость народа, переданная последующим поколениям в зашифрованном виде.
СКАЗКА Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера.
Образ медведя в русских и хантыйских народных сказках
В мире русских народных сказок о животных Выполнила: студентка 2 курса 132 группы Филимонова Анастасия; Проверила: Богданова Н.И. Оценка Подпись.
ВЫПОЛНИЛА: ХРЫЧЕВА АНАСТАСИЯ,ОБУЧАЮЩАЯСЯ 4 КЛАССА. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»
Выполнила: ученица 5 класс МОУ СОШ 45 г.Пензы Корнеева Анастасия Научный руководитель: учитель биологии высшей категории Лотоцкая Е. Г.
«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки о животных.
Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок Выполнили ученики 2 «а» класса © МОУ ВСОШ 1, с.Венгерово 2010г.
Цель исследования: Повысить интерес наших сверстников к чтению русских народных сказок.
1 Русские народные бытовые сказки. 2 Слово о сказке Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху- об этом говорят нам легенды…а.
Сравнительный анализ русских и английских народных сказок Выполнил ученик VI класса Б МОБУ «СОШ 16» г. Минусинска Иванишкин Дмитрий. Руководитель: Колмакова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 65 г. Йошкар-Олы «Незабудка» Волшебный мир марийской сказки.
Русские народные сказкиЧто такое сказка? Русские пословицы и поговорки гласят: «Не рассказывай сказки» «Сказка – складка, а песня – быль» «Сказка – ложь,
ЦЕЛИ: формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам, совершенствовать умение выразительности и осознанного чтения;
Сказка как литературный жанр. Жанр – это вид литературного произведения, имеющий свои особенности.
Кнопка ответа Характер Черты характера Честность Заботливость
Сказка – ложь, да в ней урок… Достовалова Александра, 6 лет Воспитанница МАДОУ УМР Упоровский детский сад «Солнышко» С. Упорово, Упоровский район, Тюменской.
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ 155 г.о.Самара Гарипова Элина Научный руководитель: Хоружева И.А.
Сказки о животных. Социально бытовые сказки.
Транксрипт:

Особенностисказочныхживотных Выполнила: Яковлева Нюргуяна, ученица 3 «а» класса МОБУ СОШ 9 им.М.И.Кершенгольца Руководитель: Архипова А.П., зав.библиотекой

Я люблю читать сказки. Читая сказку, попадаем в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом Что же такое сказка? Когда она появилась? Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила исследовать сказки.

Цель: Познакомиться с историей народных сказок; выявить основные черты характера героев сказок о животных. Задачи: 1) изучить народные сказки; 2) выявить особенности сказочных животных и сопоставить их с чертами характера человека.

Объектом моего исследования являются народные сказки о животных; Предметом исследования – отличительные черты характера героев этих сказок. Методы исследования: изучение литературы чтение сказок сравнение анкетирование

«Скоро сказка сказывается…» отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка сказывать рассказывать. То есть сказка это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей. Что такое сказка?

3. к книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир». За толкованием слова «сказка» я обратилась к различным словарям и справочникам 1. к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля. 2. к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. В результате изучения данных определений, я пришла к выводу, что самое точное определение дал «Словарь русского языка» С.И. Ожегова: «Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки

Сказки о животных возникли в глубокой древности. В которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, растения и явления природы. Главная задача таких сказок – высмеять скверные черты характера, негативные поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Героями являются животные. Повествование ведется с точки зрения животных. Наличие диалогов, песен. Животные способны думать, говорить и разумно действовать. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты. Особенности сказок о животных

Лиса рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц») и др. Каждое животное имеет свой характер, свои отличительные черты:

Основное свойство волка – глупость «Лиса и волк». Нередко сказка кончается рассказом о гибели волка. Волк пожирает козлят («Волк и козлята»);

В русской народной сказке кот (именно кот, а не кошка) часто встречается в образе спасителя от различных напастей. У кота отличный слух, он умный и заботливый и выступает как положительный герой.

Медведь - наивный и доверчивый («Мужик и медведь»), Неуклюжий, неловкий («Теремок»)

Заяц, лягушка, мышь, дрозд играют роль слабых. Они служат на посылках, их легко обидеть. Воинственный петух готов прийти на помощь всякому обиженному.

Классификация черт характера человека, воплощенных в сказочных образах животных Сказочные образы животных Черты характера человека, воплощенные в сказочных образах животных: Примеры сказок Лиса Хитрость, плутовство, лживость, лесть, мстительность, жадность, ненасытность, изворотливость, пронырливость, «Лисичка-сестричка и волк», «Кот, петух, и лиса», «Лиса и заяц», «Медведь и лиса» ВолкГлупость, жадность, злость, неблагодарность, бесстыдство, наглость, алчность, ненасытность, коварство «Волк и коза», «Волк и лиса», «Ненасытный волк» Медведь Грубая сила, тугодумство, неуклюжесть, неловкость, небрежность, неповоротливость, косолапость, грубость «Мужик и медведь», «Теремок», «Медведь и девочка», «Зимовье зверей», «Медведь и собака», «Медведь – липовая нога». КотЗащитник, вояка, заботливость, внимательность, ловкость, хитрость, сластолюбие, проворство, сноровистость, лукавство «Лиса и кот», «Кот, петух и лиса», «Кочеток, заяц и лиса», «Козел, баран и кот», «Кот – серый лоб»

Из данной таблицы видно, что животные олицетворяют не только реальных носителей человеческих пороков в быту - жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и проч.). Они же воплощают и положительные черты характера человека – заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество. Всем персонажам приписываются свойства людей, мысли и поступки зверей отражают думы и действия человека. В этом и заключается поучительность сказок: каждый слушатель или читатель, задумываясь о поведении сказочных героев, задумывается о себе и об окружающих.

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» В анкетировании приняло участие 25 учащихся 3 «а» класса. Из них 24 (96%) одноклассников ответили, что любят читать сказки. Любимые сказки о животных: «Колобок», Теремок», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Заячья избушка». Любимые сказочные герои-животные: Кот, Петух, Заяц, Коза, Лиса. Положительными героями дети считают: Петуха, Козу, Кота, Зайца, Медведя. По мнению моих ровесников, герои-животные в сказках почти всегда похожи на человека. 92% опрошенных считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека. И только 8% третьеклассников думают, что сказочные звери имеют нравы и повадки, свойственные животным. Сказки о животных, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости, дружбе и верности, храбрости.

В анкетировании среди 9-11 классов приняло участие 7 учащихся. Старшеклассники вспомнили такие любимые ими в детстве сказки, как «Зимовье зверей», «Теремок», «Колобок», «Лиса со скалочкой», «Лисичка-сестричка и Волк», «Петух, кот и лиса», «Заячья избушка» и др. Любимые в детстве сказочные герои-животные - Лиса, Медведь, Волк, Заяц, Петух. Среди положительных названы Кот, Петух. Старшеклассники убеждены, что герои-животные в сказках копируют характер и поведение человека. Сказки о животных, по мнению старшеклассников, учат доброте, вежливости и взаимопониманию, дружбе и верности, трудолюбию.

Проанализировав данные анкеты, можно сделать вывод, что человек в любом возрасте знает и любит русские народные сказки о животных и их главных героев. Названия прочитанных сказок у разных поколений совпадают, как и имена любимых героев, воплощенные в животных признаки характеризуют человека. В анкетировании приняло участие 5 учителей нашей школы. Результаты анкетирования показали, что взрослые люди сказки почти не читают, но хорошо их знают. Были перечислены такие сказки, как «Теремок», «Лиса и журавль, «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Мужик и медведь», «Зимовье зверей», «Колобок» и др. У них любимые сказочные герои: Волк, Лиса, Заяц, Кот, Собака, Медведь. Взрослые отметили (100%), что воплощенные в животных признаки характеризуют человека. Все сказки, по мнению взрослых, учат добру и толерантности, честности и храбрости, уважение к ближнему, быть щедрым душой и помогать другим, размышлять о поступках.

Значение русских народных сказок о животных в жизни человека велико. Сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»... Заключение

Анкета «Русские народные сказки о животных в нашей жизни». 1.Любишь ли ты читать русские народные сказки о животных? 2.В каком возрасте ты впервые услышал русские народные сказки о животных? От кого ты их услышал? 3. Перечисли названия русских народных сказок о животных, которые ты читал. 4. Какая у тебя любимая русская народная сказка о животных? 5. Какой любимый сказочный герой-животное? 6. Кого из сказочных героев-животных считаешь положительным героем. 7. Считаешь ли ты, что в сказках о животных всем персонажам скрывается характер человека? 8. Чему учат народные сказки о животных?.