ВЕБИНАР ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ «ЛИЦЕЙ» Г.О. БАЛАШИХА ШАПОВАЛЕНКО ЮЛИЯ ВАДИМОВНА 27 февраля 2014 года
ЗАДАНИЕ В8 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цель вебинара - познакомить с системой работы учителя по подготовке учащихся к выполнению задания В8 тестового задания ЕГЭ по русскому языку.
Этапы 1. Освоение теоретического материала. 2. Закрепление материала. Выполнение упражнений. 3. Выполнение тестовых заданий.
Э ТАП 1. Освоение теоретического материала
Теоретический материал Блок 1. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, оксюморон, гипербола, литота, сравнение, перифраза, эвфемизм, аллегория, олицетворение, ирония, сарказм. Блок 2. Фигуры: инверсия, анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция; звукопись, ассонанс, аллитерация.
Формы подачи материала
Памятки
Г И П Е Р Б О Л А из др.- греч. περβολή «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение» стилистическая фигура явного и намеренногодр.- греч.стилистическая фигура преувеличения, с целью усиления преувеличения выразительностивыразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит». В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В.Маяковский) Ожидать целую вечность Любить до безумия Испугаться до смерти Всю жизнь мечтать Задушить в объятиях
О К С Ю М О Р О Н Соединение несовместимых понятий: горячий снег грустная радость тоска веселая красоты их безобразной фальшью истины и правдой лжи…
Э ТАП 2. Закрепление материала. Выполнение упражнений
Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях. 1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литейный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3.Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4.А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский). 5.Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба… (Н. Гоголь).
Ответы. 1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залили блузы и кепки (метонимия). 3.Редкая птица (эпитет) долетит до середины Днепра (гипербола). 4.А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия). 5.Дивно устроен наш свет... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола).
Э ТАП 3. Выполнение тестовых заданий
Задание В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30; В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка… (список терминов прилагается ниже).
При подготовке к вебинару нами использовались следующие ресурсы: Сайт Федерального института педагогических измерений Текст Домбровского Ю.О. Элементы презентации и памятки учителя русского языка г. Дмитрова Русак Инны Николаевны Материал сайта «Русский язык и литература для всех» yazyku-na-ege