«Идёт война народная» Урок-размышление по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…»
Повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие…» Женщина для меня – это воплощение гармонии жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Борис Васильев
Борис Львович Васильев
Цели урока: раскрыть мысль писателя о роли женщины на войне, подчеркнуть героизм девушек, отдавших жизнь за Родину; учиться выстраивать мысли, уметь высказываться, делать выводы; воспитывать чувство гордости за девушек, женщин, защищавших свою Родину от врага; определить: в чём смысл названия повести
Эпиграфы: как они соотносятся с содержанием урока? Ты, гори, зари полоска узкая, По земле ползёт пожара дым… Мы тебя, земля родная, русская, Никогда врагам не отдадим. И.Молчанов У войны не женское лицо. С.Алексиевич
Отзыв о повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» План 1.О каких событиях рассказывается в повести? 2.Кто её герои? Как погибают девушки? 3.Какие эпизоды вам запомнились больше всего? Почему? 4.Какие чувства вы испытывали, когда прочитали последнюю страницу произведения?
Анализ эпизодов: Сцена прибытия на разъезд и обустройство Гибель Лизы Бричкиной Гибель Женьки Комельковой Гибель Риты Осяниной
Вопросы для беседы по содержанию повести Где происходит действие повести? Как вы думаете, почему в повести так подробно рассказывается о мирной жизни девушек на разъезде? Что привело девушек на фронт? Что мы узнаём об их прошлом? Почему описания о довоенной жизни Лизы, Гали, Сони, Жени, Риты автор даёт перед описанием гибели каждой из них? Почему погибла Лиза, ведь она была опытнее других? Почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой? Можно ли осуждать Риту за выстрел в висок?
Анализ эпизода Сцена прибытия на разъезд и обустройство Ожидал ли Васков такое пополнение? Что общего заключено во всех девушках- зенитчицах? Каким чувством окрашивает автор этот эпизод, описывая взаимоотношения Васкова и зенитчиц? О чём сообщила Рита Васкову?
Эпизод гибели Лизы Бричкиной Расскажите, что вы знаете о Лизе Бричкиной? При помощи каких художественных средств автор передаёт состояние девушки? Найдите в тексте: эпитеты антитезу метафору подбор глаголов, подчёркивающих безысходность положения героини
Художественные средства: Эпитеты: острая боль, холодная жидкая грязь, одинокий крик Антитеза: жидкое месиво – синее прекрасное небо Метафора: «копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу» Сравнение: «свет солнца как обещание завтрашнего дня» Подбор глаголов подчёркивает безысходность положения Лизы: Рванулась, потеряли, повисли, сдавила, тащило, извивалась, крик звенел, взлетал, путался, падал. - Какое чувство вызвал у вас этот эпизод? - Как автор передал своё отношение к героине?
Эпизод гибели Женьки Комельковой Кто она? Зачем она здесь? Почему она оказалась один на один с фашистами? Какими словами передаётся несовместимость: женщина и война?
Эпизод гибели Риты Осяниной Какие счёты у Риты с фашистами? Что заботило Риту перед смертью? Как передаёт автор ощущение Васкова, когда он услышал выстрел? («Он скорее почувствовал, чем расслышал…») Глаголы, деепричастия: почувствовал, расслышал, замер, вслушиваясь, боясь поверить, побежал – передают напряжение, горечь, жалость, боль.
Как вы понимаете смысл названия повести? Заглавие подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь хранят память о происшедших событиях хранят свято, как и прежде, тишину Заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори… Самим заглавием автор выражает протест против войны.
Заключение Эта небольшая повесть не может оставить равнодушными ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за свободу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.
Роберт Рождественский «Помните» Помните! Через века, Через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, Горькие стоны, Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Домашнее задание Написать рецензию на повесть «А зори здесь тихие» (1-я группа) Написать отзыв о повести «А зори здесь тихие…»(2-я группа)
План рецензии Визитная карточка писателя (этапы жизни, творчества, основные произведения) История создания произведения (творческий замысел, тема, проблематика, идея, актуальность, смысл названия) Анализ произведения, его критическая оценка (сюжет, композиция, герои, их мысли, их поступки, авторская позиция) Особенности художественной манеры писателя Особенности издания. Мастерство иллюстратора Понравилось или не понравилось произведение? Почему?
Вечная память героям! Память о них не умрёт! Спасибо за урок!