Грамматическое значение причастия. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2 Урок 94. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина Александровна
Прочитайте текст. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сравните выделенные слова. Какие из них обозначают признак предмета? Определяем проблему урока Какое слово называет действие? В значении какого слова есть и признак, и действие? Как это можно доказать? Проверьте себя Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное.
Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? трепещущий Можно задать два вопроса: какой? что делающий? Объяснить значение: «такой, который трепещет» Перед вами новая часть речи – причастие. Сформулируйте цель урока. Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.
Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице. Часть речиВопросГрамматическое значение ПрилагательноеКакой? ГлаголЧто делать? Что сделать? ПричастиеКакой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?
Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значений прилагательного и глагола. Проверь себя
Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов Как вы поняли, для чего нужны причастия? Решаем проблему, открываем новые знания
Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко. яблоко красное зелёное сладкое кислое большое круглое краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное Отнесите признаки к соответствующему столбику. постоянные по действию во времени
Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени. краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное в прошедшем временив настоящем времени
Поработайте в парах. краснеющее висящее срываемое Выделите суффиксы причастий настоящего времени. Выделите суффиксы причастий прошедшего времени. настоящего времени прошедшего времени поспевшее сорванное очищенное мытое – краснеть – висеть – срывать – поспеть – сорвать – очистить – мыть краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное очищенное мытое Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы.
Проверьте свои выводы по материалу в рамке учебника (упр. 496). Запомните суффиксы причастий! настоящего времени прошедшего времени -ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им- -вш- (-ш-) -енн- (-нн-) -т-
Дополните таблицу с опорой на полученную информацию. Часть речиВопросГрамматическое значение ПрилагательноеКакой? ГлаголЧто делать? Что сделать? ПричастиеКакой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Грамматическое значение Признак предмета Действие предмета Признак предмета по действию
Рефлексия Найдите «лишнее» слово. Укажите, почему оно «лишнее». 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный. Проверьте себя Укажите время причастий. 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный Это причастия! Настоящее время Прошедшее время