5 класс ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ Мяздрикова Галина Михайловна, учитель математики ГБОУ СОШ 1035 г. Москва
Участники дорожного движения: пешеход, водитель, пассажир. ПЕШЕХОД, ВЫЙДЯ НА ДОРОГУ, СТАНОВИТСЯ УЧАСТНИКОМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ АВТОМОБИЛЯ. ЭТО ТОТ ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПРОХОДИТ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ОТ НАЧАЛА ТОРМОЖЕНИЯ ДО ЕГО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ. Тормозной путь : а) легкового автомобиля – 24 м, б) грузовика – 33м, в) автобуса – 47м.
Задача 1. На сколько метров тормозной путь автобуса больше, чем тормозной путь автомобиля? 47 – 24 = 23 (м) Задача 2. На сколько метров тормозной путь грузовика меньше, чем тормозной путь автобуса? 47 – 33 = 14 (м) От чего зависит тормозной путь транспортного средства при одинаковой скорости? 1.От веса машины. 2.От погодных условий.
Автомобиль движется со скоростью 60км/ч. Тормозной путь его а) в сухую погоду – 24м, б) во время дождя – 35м, в) в снегопад – 70м. Задача 3. Во сколько раз тормозной путь автомобиля в снегопад больше, чем в дождливую погоду? 70:35 = 2 (раза)
Задача 4. По сухому асфальту едет автомобиль «Жигули» со скоростью 60 км/ч. В 20 метрах от него дорогу перебегает пешеход. Опасно ли это? Вывод: переходить дорогу в этой ситуации опасно! Тормозной путь автомобиля равен 24 м. Пешеход находится в 20 метрах от машины.
Зависимость тормозного пути от скорости автомобиля. Скорость (км/ч) Тормозной путь (в метрах) Вывод: чем больше скорость автомобиля, тем больше его тормозной путь.
А) Один автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10кг резины. Б) Расходует 4350кг кислорода. В) Выбрасывает 3250кг углекислого газа. А, если этих автомобилей ? А) резины рассеют – Х10 = (кг), т.е (т) Б) кислорода израсходуют – Х 4350 = (кг), т.е (т) В) выбросят углекислого газа – Х 3250 = (кг), Т.е (т) Что можно сделать для того, чтобы меньше вредить окружающей среде?
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ОЧЕНЬ УДОБЕН ВЕЛОСИПЕД.
Задача 5. Велосипедист прибудет на станцию вовремя, если расстояние до станции, равное 36 км, он проедет за 4 часа. Найти скорость велосипедиста. 36 : 4 = 9 ( км/ч ) С какой скоростью надо ехать велосипедисту, чтобы приехать на станцию на 1 час раньше? Время в пути будет равно 3 часа; скорость 36 : 3 = 12(км/ч)
Задача 6. Расстояние 90 км лыжник прошёл за 9 часов, а обратно на тот же путь он затратил 10 часов. С какой скоростью шёл лыжник туда? Обратно? Скорость лыжника по пути туда 90 : 9 = 10 (км/ч) Скорость лыжника на обратном пути 90 :10 = 9 (км/ч) С чем может быть связана разница в скоростях?
Задача 7. Почтовый голубь может доставить донесение на расстояние 144 км. Скорость голубя 48 км/ч. Через какое время может быть доставлено донесение? 144 :48 = 3 (ч) Когда используют голубей, как некое транспортное средство?
Задача 8. Самолёт летел 5 часов против ветра и 3 часа при попутном ветре. Какое расстояние пролетел самолёт, если его скорость 700км/ч, а скорость ветра 30 км/ч? Вид транспортаV(км/ч)t (ч)S (км) Самолёт700 Ветер30 По ветру3 Против ветра5
Вид транспортаV(км/ч)t (ч)S (км) Самолёт700 Ветер30 По ветру Против ветра Всего самолёт пролетел 730 Х Х 5 = = 5540 (км) На какую задачу похожа эта задача?
Задача 9. За 5 часов катер проходит по течению реки на 20 км больше, чем против течения за это же время. Найдите скорость течения. Транспортное средство V (км/ч) t (ч)S (км) Катер Течение По течению 5S + 20 Против течения 5S
Транспортное средствоV (км/ч)t (ч)S (км) Катер Течение По течению 5S + 20 Против течения 5S Удвоенная скорость течения 20 : 5 = 4 (км/ч) Скорость течения 4 : 2 = 2 (км/ч)
Итак, решая задачи на движение, какую формулу используем? S = V Х t От чего зависит решение предложенной задачи на движение ?
КОГДА МЫ ВЫХОДИМ НА ДОРОГУ, МЫ ТОЖЕ РЕШАЕМ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ЭТИ ЗАДАЧИ БЫЛИ РЕШЕНЫ ВЕРНО. ЧАСТО ОТ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ЗАВИСИТ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.
1.В.К. Совайленко. Система обучения математике в 5 – 6 классах»,, «Просвещение», Р.П. Бабина. Занимательная дорожная азбука: Дорожная математика,, «Просвещение», Р.П. Бабина. Азбука пешехода,, «Мнемозина», Человек и машины: пер. с англ. – Мир, 1986.