Ключевые понятия, направления развития, методы и формы работы Учителя-участники регионального медиаэксперимента: Рыбина Юлия Александровна, Челомбитько Татьяна Леонидовна
Медиа Медиатекст Медиаобразование Медиаграмотность Социализация Критическое мышление Ключевые понятия
Медиа (media) – средства массовой коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)
Средства массовой коммуникации Массовая аудитория РадиоТВПрессаКнигиКиноИнтернет
Аудитория 2-6 лет 7-13 лет лет
Новое поколение
Новые возможности
Что ищут в газетах и журналах летние 46% - гумор, анекдоти 35% - сканворди, ребуси, гороскопи 30% - мода 29% - хіт-паради, музика 25% - косметика 20% - телепрограма 19% - кулінарія, світська хроніка 17% - кіно 16% - здоровя, автомобілі
Как меняется потребление медиа
Как воспринимают текст в интернете 79% просматривают 16% читают 5% просматривают и читают
Дети и телевизор
Діти і медіа Згідно з даними Національної спілки сімейних асоціацій Росії неповнолітня аудиторія щорічно проводить у середньому: 154 години якісного часу (тобто періоду неспання) з батьками; 850 годин – з учителями, 1400 годин відводиться на контакти з різними екранними медіа.
Діти і медіа У середньому сучасний школяр витрачає більше 6 годин на день на спілкування з медіа: 42% цього часу йде на перегляд телепередач і фільмів; лише 12% – на читання друкованих текстів.
Діти і телебачення Телебачення для підлітків є альтернативним джерелом пізнання світу Воно "підгодовує" дітей майже на 7 зайвих кілограмів на рік.
Діти і телебачення Середньостатистичний дорослий чи дитина дивляться телевізор щодня 2-3 години. Діти від 2 до 12 років у середньому дивляться телевізор 25 годин на тиждень. До 18 років дитина встигає провести перед телевізором понад 2-х років свого життя.
Діти і телебачення У середньому на 1 годину телетрансляцій доводиться 4,2 сцени насильства та еротики. Кожні 15 хвилин глядач російського та українського телебачення бачить на екрані акт агресії, насильства або еротичну сцену.
Діти і медіа Кожен третій фільм – бойовик чи трилер, кожен пятий – еротика. Такі цінності, як дружба, справедливість, честь і гідність, представлені і зовсім слабко – всього по 3%. Відео- і «телеменю» дітей шкільного віку досить одноманітно:
Медиаобразование процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. [Федоров, 2001, с.38].
Три уровня взаимосвязи медиа и педагогики приобретения знаний, умений и навыков средство в воспитательном процессе предмет организации досуга форма М Е Д И А М Е Д И А
Методы медиаобразования Словесные (рассказ, лекция, беседа, диалог, анализ, дискуссия и т.д.) Наглядные (просмотр аудиовизуального материала) Репродуктивные Исследовательские Эвристические Проблемные Игровые
Медиатекст (media text, Media construct) – сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа
Цели и задания медиаобразовния Научить человека воспринимать, обрабатывать, понимать информацию, которая передаётся посредством медиа, осознавая последствия её влияния на психику; Развивать критическое мышление, умение понимать скрытый смысл сообщений, противостоять манипуляциям сознанием личности со стороны СМК Воспитывать такого потребителя медиа, который мог бы эффективно удовлетворять свои интересы, используя СМК; Формировать умения находить, готовить, передавать и принимать необходимую информацию, используя различные технические средства (компьютеры, модемы, факсы, мультимедиа)
Направления внедрения и развития медиаобразования учителей и учащихся ХГ 14 Участие в медіа семінарах на базе ХАНО Анализ медиаобраз ования учителей ХГ 14 Проект авторской программы «Медиа в 6 классе» создание тематических видеопроектов Выпуск школьной газеты «14-ая параллель» Элементы медиаобразован ия во внеклассной работе Медиаобразов ание - педагогам Перспективы Элементы медиаобразован ия на уроках
Чтобы быть по-настоящему грамотным, необходимо быть грамотным в мире МЕДИА Маршал Маклюэн