Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации, в рамках компонента образовательной организации с учетом этнического состава воспитанников и обучающихся
1. Создание системы воспитания и развития навыков межнациональных и межконфессиональных отношений в образовательных организациях региона. 2. Укрепление единства многонационального народа Ульяновской области и Российской Федерации (российской нации). 3. Обеспечение реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России ( годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г Цели Программы:
1.1. Переход от ситуативной и бессистемной работы по формированию навыков межнационального и межконфессионального общения к программно-целевой деятельности, направленной на конкретные результаты; Задачи Программы:
1.2. Изменения в содержании образовательных программ; 1.3. Изучение педагогами и их воспитанниками региональных проявлений национальных культур своей местности, выявление общекультурных особенностей разнообразных культурных традиций.
2.1. Воспитание у воспитанников и обучающихся чувства гордости за свой народ и культуру своего края, формирование уважения к другим культурам, развитие толерантности; 2.2. Воспитание подрастающего поколения на примере жизни и деятельности выдающихся представителей этнокультур родного края;
2.3. Формирование у дошкольников и школьников устойчивой потребности и навыков общения с представителями различных национальных культур; 2.4. Развитие у детей потребности к самостоятельному освоению окружающего мира через приобщение к национальным традициям.
3.1. Укрепление связей с общественными культурными и религиозными организациями, представляющими весь спектр многоэтнического населения нашего региона; 3.2. Укрепление связи с семьей, активное привлечение родителей к работе по формированию навыков межэтнических и межконфессиональных отношений; 3.3. Активное сотрудничество со средствами массовой информации по широкому освещению положительного опыта межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия в воспитании школьников.
1. Принцип системности и последовательности организации процесса погружения в этнокультуру региона. 2. Краеведческий принцип. 3. Принцип активизации процессов экстериоризации и интериоризации. 4. Принцип единства воспитательного воздействия со стороны педагогов образовательного учреждения и семьи. 5. Принцип личностного подхода. 6. Принцип компетентности педагогов образовательного учреждения. Принципы Программы:
1.Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности. 2. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия. 3. Национальный состав детских творческих объединений, детских спортивных организаций, школ искусств. 4. Количество публикаций, раскрывающих региональные традиции народов Симбирско-Ульяновского Поволжья; количество изданий методической литературы, направленной на приобщение подрастающего поколения к многообразию культур своего края и на развитие навыков национальной коммуникации у дошкольников и школьников в полиэтническом регионе. Целевые индикаторы Программы:
5. Количество слушателей курсов повышения квалификации работников образования, прошедших подготовку по реализации программы. 6. Количество инновационных образовательных учреждений, разрабатывающих подпрограммы по приобщению подрастающего поколения к многообразию культур своего края и по развитию навыков национальной коммуникации у дошкольников и школьников в полиэтническом регионе. 7. Положительная динамика количества образовательных программ, направленных на реализацию проекта «Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации, в рамках компонента образовательной организации с учетом этнического состава воспитанников и обучающихся». 8. Увеличение количества социально-значимых мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.п.).
Авторы-разработчики: Прохорова С.Ю., проректор по межрегиональному образованию ОГБОУ ДПО УИПКПРО Тихонова А.Ю., д.культур.наук, профессор Угольнов В.А., доцент кафедры культурологии Кузьмина Т.В., заведующая кабинетом национальных проблем образования