1 Учебное исследование. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей
Определение понятия 2 Учебное исследование – это процесс, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающегося овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации.
Важность исследовательской деятельности учащихся 3 Цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других УИД должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе Организация учебно-исследовательских работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этом виде деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности
Построение учебно-исследовательского процесса Важно учесть следующие моменты: 1.Тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя 2.Необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно 3.Организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи 4.Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. 4
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность 1.Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимо для конкретного использования 2.Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Учебно-исследовательская деятельность 1.В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельный характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат 2.Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижения гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений 5
Учебное пособие Новожилова М.М. От замысла к открытию, или как корректно провести исследование, разработать проект / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель. – М.: 5 за знания,