Организация работы с текстом на уроках русского языка на основе речеведческих понятий в 7-9 классах
Методический проект Работа Антамошкиной З.С.. учителя русского языка и литературы МБОУ Алесеевская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области.
ЦЕЛЬ Создание условий для формирования коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся посредством организации работы с текстом
Коммуникативная компетенция совокупность ЗУН, обеспечивающих владение языком Способность понимания чужих высказываний и появление собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения Знание основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте
Задачи Разработать систему занятий по применению текстов в процессе обучения, способствующих развитию коммуникативной и лингвистической культуры учащихся. Активизировать речемыслительную деятельность. Повысить интерес школьников к изучению предмета русского языка, создать положительную мотивацию в обучении.
Эти цели направлены на достижение результатов: предметных – освоение видов деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета; метапредметных –формирование умений создавать тексты различной коммуникативной направленности, прогонозирование содержания текста с опорой на заголовок; личностных – готовность обучающихся к саморазвитию и самоопределению, свободное выражение мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Понятие о тексте. Текст - основная коммуникативная единица, обязательная дидактическая единица организации учебного материала. Признаки текста. Понятие о тексте.
членимость Последова- тельность Завершен- ность цельность связность Текст
Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются коммуникативные умения; чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности… Именно текст составляет основу дидактического материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются коммуникативные умения; чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности… Н.А. Ипполитова Н.А. Ипполитова
Основу методики составляют интеллектуальные процессы Логическое мышление Речевая активность Антиципация (предвидение, предопределение)
Две стратегические линии в работе над текстом 1. Анализ текстов в целях изучения языковых явлений. 2. Создание собственных текстов различных типов, стилей и жанров.
Формы работы над текстом: 1.Предкоммуникативное чтение текста – ознакомительное и просмотровое 2. Изучающее чтение текста 3.Рефлексивное
Комплексный анализ текста При повторении и обобщении При повторении и обобщении При корректировочной работе При корректировочной работе При сообщении и закреплении новых знаний При сообщении и закреплении новых знаний При отработке языковых и речевых умений и навыков При отработке языковых и речевых умений и навыков При текущем и итоговом контроле При текущем и итоговом контроле
Использование метода «Поабзацное изучение текста» по Ривину-Дьяченко способствует формированию коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться о совместной деятельности, формулировать вопросы по исходному тексту, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, находить в нем ключевые или опорные слова, определять тему. способствует формированию коммуникативных умений: умение слушать, вникать в суть прочитанного и услышанного, договариваться о совместной деятельности, формулировать вопросы по исходному тексту, озаглавливать его, выделять в нем главную мысль, находить в нем ключевые или опорные слова, определять тему.
Выводы: Использование методики «Поабзацное членение текста» по Ривину-Дьяченко способствует переосмыслению, закреплению и отработке речи школьников, учит их структурировать и выделять главную мысль в тексте; в результате такой учебной деятельности появляется план, по которому легко пересказывать исходный текст.