Атлас региональных образовательных систем Институт образования НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Понятие «Атлас» фото Узкое определение: Систематическое собрание географических карт, выполненное по общей программе как целостное произведение. – Большая советская энциклопедия Широкое определение: Название специальных альбомов – Большой энциклопедический словарь Идея Атласа: Диверсифицированная региональная образовательная политика, в противоположность существующей унифицированной Внутреннее единство Атласа обеспечивается: 1.сопоставимостью, взаимодополняемостью и увязкой разделов; 2.единой структурой банка исходных данных; 3.единой структурой формирования аналитических материалов; 4.согласованной системой обозначений; 5.единым дизайном. 2
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Рабочее определение «Атлас региональных образовательных систем» фото Информационно-аналитическая база по развитию региональных систем образования. База включает в себя: 1) банк первичных данных (статистические данные, опросы, примеры, кейсы); 2) банк аналитических материалов (собственные разработки и материалы чужих исследований, в том числе и зарубежных); 3) банк лучших практик развития региональных образовательных систем. Атлас позволит получить информацию: о развитии образования в регионах РФ; об образовательном ландшафте России и ее частей; о реализации образовательной политики в РФ. 3
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Назначение Атласа фото 1.Материал для совместного обсуждения вопросов регионального образования власти и экспертного сообщества; 2.Объединение частных усилий по изучению региональных систем образования; 3.Оформление индивидуальных особенностей регионов для проведения образовательной политики; 4.Будущее ядро исследовательской системы РЧП (детство-образование-труд); 5.Ускорение диффузии инноваций в российском образовании; 6.Систематизация накопленных знаний, методик, показателей и результатов. 4
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Основные пользователи Атласа фото Реальные интересанты: 1. Министерство образования и науки РФ Интерес: Определение дифференцированных инструментов реализации федеральных приоритетов в регионах. 2. Институт образования НИУ ВШЭ и другие исследователи образования Интерес: Аккумулирование данных для аналитики и исследований, обмен результатами. Потенциальные интересанты: 3. Региональные администрации Интерес: Сравнительный анализ, бенчмаркинг, адекватное позиционирование региональных особенностей на федеральном уровне, учет контекста в региональной. 4.Профессиональное сообщество Интерес: Презентация лучших практик, диссеминации инноваций. 5
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Шаги к реализации проекта «Атлас» г. фото 1.Анализ прототипов, аналогов, образцов. 2.Описание содержания атласа (разработка перечня показателей первичных данных и типологии аналитических материалов). 3.Презентация содержания атласа региональным органам управления образования, сбор замечаний и предложений. 4.Создание рабочего прототипа информационной системы. 5.Наполнение системы контентом. 6.Разработка перспективного плана развития. 6
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Ожидаемые результаты реализации проекта «Атлас» до 2015 года фото 1.Разработана информационно-аналитическая система региональных систем образования с дружественным пользовательским интерфейсом. В частности a.сформирован банк первичных данных; b.сформирован банк аналитических материалов (в том числе региональных экспертов); c.сформирован банк лучших региональных практик. 2.Запущен и постоянно актуализируется официальный сайт Атласа с функционалом добавления контента пользователями. 3.Составлены ренкинги и профили по отдельным параметрам региональных образовательных систем. 7
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Ожидаемые результаты реализации проекта «Атлас» до 2015 года фото 4.Составлены типологии регионов по тематикам в соответствии с содержанием образовательного атласа. 5.Составлены индивидуальные портреты образовательных систем каждого из субъектов РФ. 6.Осуществлено позиционирование проекта в экспертном сообществе, сформирован постоянно действующий Координационный Совет проекта. 7.Опубликованы научные статьи по материалам базы данных Атласа (в том числе международные). 8.Сформировано понимание дальнейшего существования Атласа по окончании проекта его создания. 8
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Содержание Атласа г. фото 9
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Атлас региональных систем СПО Банк первичных данных фото В банк первичных данных загружаются следующие данные о системах профессионального образования и профессиональной подготовки в субъектах РФ: динамика численности обучающихся и педагогических работников; данные о заработной плате педагогических работников СПО; сведения о профессиональных образовательных организациях; о реализуемых образовательных программах; данные региональных программ развития профессионального образования. 10
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Атлас региональных систем СПО Банк аналитических материалов фото В банк аналитических материалов загружаются статьи, научные отчеты, материалы конференций по: проблемам содержания профессионального образования; методикам и технологиям обучения в сфере vocational education; кадровой политике; институциональным реформам в Российской Федерации и странах – участницах Туринского процесса. 11
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Атлас региональных систем СПО Банк лучших практик фото В банк лучших практик загружаются: результаты работы региональных и отраслевых центров прикладных квалификаций; региональные практики прогнозирования потребности в рабочих кадрах; особенности финансирования профессиональной подготовки; результаты профориентационных проектов (конкурсы World skills и т.д.). 12
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Возможности сотрудничества с Атласом фото 13 Координационный Совет Координационный Совет Смежные исследования: НИР, рейтинги, индексы Заказные исследования Наполнение Атласа: Первичные данные Результаты исследований Лучшие практики Наполнение Атласа: Первичные данные Результаты исследований Лучшие практики Expert events: конференции, семинары, круглые столы Использование материалов Атласа Атлас Консалтинг, экспертное сопровождение Тиражирование инноваций и лучших практик
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Партнеры реализации проекта фото Орг.Что делают в проекте РИА Новости Может разработать и посчитать по регионам индекс детского капитала, который будет одним из продуктов Атласа Институт гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) Может дополнить индивидуальный портрет системы образования г. Москва Независимый институт социальной политики (НИСП) Может дополнить Атлас данными из Атласа НИСП, данными региональных контекстов, связанными с социальной политикой Институт институциональных исследований Предоставляет данные по доркартам, которые необходимы для формирования прогнозной составляющей в каждом из блоков Атласа МИЭМ НИУ ВШЭГотовы разработать сайт проекта на подряде 14
Высшая школа экономики, Москва, 2013 Партнеры реализации проекта фото Орг.Что делают в проекте World bank Запущен совместный проект Saber Teatchers, который наполнит Атлас социологическими и аналитическими данными по ситуации с педагогами средней школы в 5-6 пилотных регионах World bank Возможен к запуску совместный проект Saber ECD, который наполнит Атлас социологическими и аналитическими данными по ситуации в дошкольном образовании в 5-6 пилотных регионах Агентство стратегических инициатив (АСИ) Поставка для Атласа информации о лучших проектах в области образования Eurypedia В настоящий момент - ничего. Потенциально - может дать информацию об аналогичных исследования в Бельгии и ЕС, возможны совместные международные публикации Irmgard Coninx Stiftung В настоящий момент - ничего. Потенциально - может дать информацию об аналогичных исследования в Германии и ЕС, возможны совместные международные публикации НИУ ВШЭ Кафедра демографии В настоящий момент - ничего. Потенциально - может наполнить Атлас статистическими и аналитическими материалами по демографическому и образовательному контекстам 15
101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Центр региональной образовательной политики Координатор проекта – Сергей Баринов Тел.: (495) * Mail to: