«Шесть шляп мышления»
Эдвард де Боно Современный ученый, писатель, мыслитель, деятель. Обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской степени в медицине Его книги переведены на 34 языка (все основные языки плюс иврит, арабский, бахаса, урду, словенский, турецкий). Его приглашали выступить с лекциями в 52 страны мира.
Шесть шляп мышления Шесть шляп - шесть разных способов мышления. "Надевание" шляпы фокусирует мышление, "смена" шляпы изменяет его направление.
Шесть шляп мышления Метод Шести Шляп используется сейчас по всему миру, в организациях разного рода, от крупнейших компаний до семей и школ. Он используется потому, что ясен и практичен. Когда обсуждается вопрос, каждый из присутствующих применяет к нему конкретную шляпу, и все думают в одном направлении. Метод Шести Шляп чрезвычайно прост, но это сильная простота.
Выбери шляпу!
Белая шляпа – только факты Белый наводит на мысль о бумаге. Белая шляпа связана с информацией. Надев белую шляпу, мы задаем вопросы такого рода: "Какая информация у нас есть?"; "Какая информация нам нужна?"; "Какой информации нам не хватает?"; "Как нам получить недостающую информацию?"; "Какие вопросы мы должны задавать?" Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на имеющуюся или недостающую информацию.
Красная шляпа – чувства и эмоции Красный наводит на мысль об огне и тепле. Красная шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у вас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Черная шляпа – критика Это, возможно, самая полезная шляпа. И уж, несомненно, чаще всего используемая. Черный цвет напоминает о мантии судьи. Черный означает осторожность. Черная шляпа не дает нам сделать что-либо опасное. Черная шляпа указывает на риск и говорит, почему что-то может не получиться. Без черной шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Однако черной шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
Желтая шляпа – только достоинства Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы дела ем прямое усилие найти достоинства и преимущества предложения: "Что в этом хорошего?" Даже если идея нам не нравится, желтая шляпа просит нас найти в ней хорошие стороны. "Каковы преимущества?"; "Кому это выгодно?"; "Откуда появятся преимущества?"; "Каковы различные ценности?"
Зелена шляпа – творческая энергия, конструктив Зеленый напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - шляпа энергии. Под зеленой шляпой мы вносим предложения и обсуждаем новые идеи и альтернативы. Под зеленой шляпой мы говорим о модификациях и вариациях существующих идей. Зеленая шляпа позволяет думать о возможностях. Когда используется зеленая шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
Синяя шляпа – рефлексия самого процесса мышления Синяя шляпа отводится для рассмотрения самого процесса мышления: "Что нам делать дальше?"; "Чего мы достигли на текущий момент?". Синяя шляпа используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в его результате. Синюю шляпу можно использовать, чтобы упорядочить последовательность применяемых шляп и просуммировать достигнутое.
Каждый мыслитель должен пытаться использовать все шесть шляп! Я не хочу, чтобы кто-то считал себя "мыслителем черной шляпы в этой группе". Я не хочу, чтобы кто- то считал себя "мыслителем зеленой шляпы в этой группе". Это прямо противоположно цели шести шляп. Каждый должен делать усилие использовать все шляпы. Когда группа думает в зеленой шляпе, каждый должен "надеть" зеленую шляпу в этот момент. Шляпы представляют виды поведения в мышлении, а не виды людей. Эдвард де Боно
«Шесть шляп мышления»