Развитие познавательных способностей обучающихся в рамках урочной деятельности на уроках математики. Из опыта работы учителя математики МОУ СОШ 13 с УИОП г.о. Электросталь Зинченко Т.Е.
Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э.Хаббард
Проблемы обучения математике в школе: * невозможность в рамках традиционной системы обучения побуждать учащихся к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения математики; * обучение математике в условиях, разного уровня знаний и умений учащихся; * формирование у учащихся положительных мотивов учения.
Задачи: 1. создание на уроках математики условий для активизации познавательной деятельности учащихся; 2. формирование и развитие общеучебных, самостоятельных, познавательных навыков учащихся; 3. создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях; 4. способствовать выработке знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности у учащихся; 5. сформировать у школьников способность владения различными методами познания: эвристическим, статистическим, вероятностным.
Приёмы развития познавательной деятельности: создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт; создание ситуации, побуждающей учащегося задавать вопросы учителю, выяснять неясное, глубже осмысливать знания; оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного; побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения; создание ситуаций обмена информацией между учащимися; создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.
Познавательный интерес. Это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса даже у слабых учеников учебная деятельность протекает более продуктивно.
* Фронтально-индивидуальная работа
* Обучающая работа
* Вариативная работа * Вариативная работа
* Частично-поисковая
15. Сколько квадратов на чертеже? 3 квадрата 6 квадратов 5 квадратов * Исследовательская работа
Всё другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познаёт, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский