ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
ГИА 1. Каким будет экзамен: какие этапы и какие виды учебной деятельности он включает. 2. Образ конечного результата: какой должна быть работа. 3. Основные знания, умения и навыки.
Изложение Прослушивание. Прослушивание. Слушание – процесс, требующий концентрации внимания, осознанности, высокой мотивации. Слушать тяжело. Воспроизведение. Воспроизведение. Понимание текста – это главное условие для адекватного его воспроизведения.
Текст – это сложная комбинация предложений и слов, которые расположены не хаотично, а подчинены речевой функции – сообщить нам что-то «новое». «Новое» мы определяем, формулируя главную мысль текста. Понять текст – это понять то, что нам хотел сказать автор. Другими словами: определить тему и главную мысль текста.
Cжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи оригинала.
Определение темы и главной мысли текста 1. Рассмотреть название текста (если оно есть). 2. Рассмотреть 1-е предложение. Это нулевая точка развертывания текста. 3. Выделить ключевые слова (существительные). 4. Определить способ развертывания текста: ответ на поставленный вопрос; доказательство или опровержение бытующего мнения; материал для обобщающего вывода. 5. Рассмотреть последнее предложение.
1. Написать аннотацию на текст: в 1-2 предложениях изложить содержание текста. 2. Составить план текста. 3. Исполнить графическую схему (рисунок, чертеж, пиктограмма). 4. Объяснить смысл названия (если оно есть) или озаглавить текст самостоятельно. Ответ на 2 вопроса «О чем говорится в этом тексте?» «Что автор хочет сказать читателю в этом тексте?»
ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Учёные из разных стран единодушно решили, что это книга. Не телефон, не самолёт, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолёта и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и ещё многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по- прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведёт к добру. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг, как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (По материалам энциклопедии) (248 слов)