Формирование компетенций учащихся в процессе разработки интегрированного учебного проекта. Авторы: преподаватель химии и биологии Яковлева Ирина Юрьевна, высшая категория, ГАОУ МО СПО г. Апатиты Исаева Кристина Михайловна, 1 категория, преподаватель спецдисциплин, ГАОУ МО СПО Апатиты
Построение информационного общества требует подготовки специалистов, обладающих широтой и гибкостью профессиональной подготовки, стремлением к творчеству
Главная задача образования- воспитание человека, который мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям
Для достижения данного результата стратегическим направлением деятельности учебного заведения должен стать переход от предметно- знаниемой модели подготовки выпускников к компетентностной
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности
Иерархия компетенций (по Хуторскому А.В.) Иерархия компетенций (по Хуторскому А.В.) Ключевые - имеющие надпредметный характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в профессиональной области; Ключевые - имеющие надпредметный характер и способствующие адаптации личности в социальной среде, самоопределению в профессиональной области; Общепредметные- применимые к определенным образовательным областям и носящие интегративный характер; Общепредметные- применимые к определенным образовательным областям и носящие интегративный характер; предметные – частный случай по отношению к предыдущим, так как их формирование происходит при изучении отдельных предметов. предметные – частный случай по отношению к предыдущим, так как их формирование происходит при изучении отдельных предметов.
Ключевые компетенции Ценностно - смысловые Общекультурные Учебно познавательные ИнформационныеКоммуникативные Социально -трудовые Личностного роста
Личностные качества, подлежащие развитию в процессе формирования общепредметных компетенций общепредметные когнитивныекреативныеоргдеятельностные коммуникативные мировоззренческие
Содержание предметных (профессиональных) компетенций 1) Мотивационная составляющая: стремление познакомиться со свойствами веществ, используемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью их рационального и безопасного использования; желание изучать химию и заниматься исследовательской работой 2) Знаниевая составляющая: понятия и сущность химических процессов; знания строения и химических свойств веществ 3)Деятельностная составляющая: умение составлять уравнения химических реакций; экспериментальные умения и навыки распознавания веществ; умение выполнять химические расчеты; личностный опыт использования веществ в повседневной жизни и профессиональной деятельности
Компетентностный подход предъявляет требования к реализации таких технологий обучения, задача которых- применение знаний, умений, имеющегося опыта в процессе проведения научных исследований, выполнения и защиты проектов, способствующих усилению практико-ориентированной направленности образовательного процесса Компетентностный подход предъявляет требования к реализации таких технологий обучения, задача которых- применение знаний, умений, имеющегося опыта в процессе проведения научных исследований, выполнения и защиты проектов, способствующих усилению практико-ориентированной направленности образовательного процесса
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
Этапы работы над проектом Этапы работы над проектом этапы подготовкапланирование Исследование Результаты и выводы Представление результатов Оценка результатов и процесса
Формирование компетенций в процессе работы над проектом (на примере проекта «…И думать о красе ногтей» 1 этап- подготовка: определение темы и цели проекта, объекта, предмета и методов их исследования
Объекты исследования Объекты исследования натуральные ногти и средства для ухода за ногтями (лаки, жидкости для снятия лака) различных стран - производителей: Россия (ООО «Химрос», ООО «Северина», ОАО «Аромат», Арт-Визаж: ООО «Технокосметикс»); Польша («Bell», «Mishel») Франция («Jiabila»); Англия («Phoenix JntelM1 1ЕД»); Италия («Vehicles Group»); США («Orly Jnternational», «Maybellne», «Jrenehi Product»); Финляндия («Lumene»); Турция («Erkue cosmetics»). натуральные ногти и средства для ухода за ногтями (лаки, жидкости для снятия лака) различных стран - производителей: Россия (ООО «Химрос», ООО «Северина», ОАО «Аромат», Арт-Визаж: ООО «Технокосметикс»); Польша («Bell», «Mishel») Франция («Jiabila»); Англия («Phoenix JntelM1 1ЕД»); Италия («Vehicles Group»); США («Orly Jnternational», «Maybellne», «Jrenehi Product»); Финляндия («Lumene»); Турция («Erkue cosmetics»).
Предмет исследования ингредиенты в составе средств для ухода за ногтями.
Цели исследования: Цели исследования: -выяснить назначение ингредиентов в составах средств для ухода за ногтями; -установить влияние растворителей (ацетона и сложных эфиров) на состояние ногтевой пластины Задачи исследования - получить растворители (сложные эфиры), входящие в состав лаков и жидкостей для снятия лака - изготовить эксклюзивную жидкость для снятия лака с приятным запахом, содержащую ингредиенты, смягчающие неблагоприятное действие растворителей на ногтевую пластину - установить возможные способы продления качественного использования лака для ногтей.
Методы исследования: Методы исследования: - наблюдение - наблюдение -описание - сравнение - анализ - эксперимент
Формирование компетенций (1 этап работы над проектом) Формирование компетенций (1 этап работы над проектом) Ключевых: ценностно- смысловых, общекультурных, коммуникативных Общеучебных: способствуют развитию когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств личности Предметных (профессиональных): способствуют развитию мотивационной составляющей: желание изучать химию и свойства веществ с целью их осознанного использования в быту и профессии, а также заниматься исследовательской деятельностью
2 этап –планирование: определение источников информации, способов представлений результатов как формы отчета; распределение обязанностей между членами проекта Формирование компетенций: 2 этап –планирование: определение источников информации, способов представлений результатов как формы отчета; распределение обязанностей между членами проекта Формирование компетенций: Ключевых: учебно-познавательных, информационных, общекультурных, коммуникативных, социально- трудовых Общеучебных: способствуют развитию креативных, оргдеятельностных, мировоззренческих, коммуникативных качеств личности
3 этап- исследование: овладение методикой исследования, основной инструментарий которого- наблюдение, описание, сравнение, эксперимент 3 этап- исследование: овладение методикой исследования, основной инструментарий которого- наблюдение, описание, сравнение, эксперимент Теоретическая часть Практическая часть
Изготовление эксклюзивной жидкости для снятия лака, не содержащей ацетон, и изучение ее действия на ногтевую пластину Изготовление эксклюзивной жидкости для снятия лака, не содержащей ацетон, и изучение ее действия на ногтевую пластину Состав: этилацетат, бутилацетат, изопропанол, миндальное масло, витамины А, Е Состав: этилацетат, бутилацетат, изопропанол, миндальное масло, витамины А, Е Формирование предметных компетенций через составляющие: мотивационную, знаниевую, деятельностную
4 этап – результаты и выводы. Содержание работы: анализ информации, формулировка выводов 4 этап – результаты и выводы. Содержание работы: анализ информации, формулировка выводов Формирование компетенций: Ключевых – учебно -познавательных, коммуникативных Общеучебных – креативных, когнитивных, оргдеятельностных Предметных – через анализ результатов и формулировку выводов, Например: - чтобы сохранить ногти здоровыми, необходимо помнить: для снятия лака нежелательно использовать жидкости, содержащие ацетон, так как данный растворитель столь же эффективно вместе с лаком удаляет жир с ногтевой пластины и делает их ломкими; - этилацетат, бутилацетат, изопропиловый спирт тоже в какой-то степени, способствуют удалению жира с ногтевой пластины, поэтому в полученную жидкость для снятия лака мы добавили миндальное масло, витамины А,Е; - для того, чтобы лак ложился ровно и ногти выглядели опрятными, разбавлять лак необходимо разбавителем той же фирмы, так как в их состав входят одни и те же растворители; - лак можно разбавить и жидкостью для снятия лака, если в их состав входят одинаковые растворители.
5 этап- представление результатов в разных формах: стенд, статья, презентация, фильм, макет, готовая продукция и их защита Формирование компетенций: Ключевых- компетенций личностного роста и самосовершенствования Общепредметных- коммуникативных, креативных Предметных: выражаются через мотивационную, знаниевую, деятельностную составляющие
6 этап – оценка результатов и процесса 6 этап – оценка результатов и процесса Формирование компетенций Ключевая: личностного роста и самосовершенствования
Таким образом, проектная деятельность и компетентностный подход в обучении представляют гармоничный тандем по вовлечению учащихся в творческий процесс с практико - и профессионально- ориентированной направленностью. Результатом такого взаимодействия и должна стать подготовка специалистов, умеющих решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и личностный опыт учащегося, то есть, специалистов, обладающих образовательными компетенциями. Таким образом, проектная деятельность и компетентностный подход в обучении представляют гармоничный тандем по вовлечению учащихся в творческий процесс с практико - и профессионально- ориентированной направленностью. Результатом такого взаимодействия и должна стать подготовка специалистов, умеющих решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и личностный опыт учащегося, то есть, специалистов, обладающих образовательными компетенциями.