Михаил Афанасьевич Булгаков родился (3) 15 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии.
Семейство Булгаковых было дружное, веселое. «У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, - вспоминала сестра писателя Надежда Булгакова-Земская. - Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку…» По свидетельству сестры, любимыми писателями молодого Булгакова были Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, а из западных Диккенс. В доме читали и шумевших в ту пору Горького, Леонида Андреева, Куприна, Бунина.
Михаил Булгаков закончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания был высокий, занятия порой вели даже университетские профессора. Уже в гимназии Булгаков проявлял свои разнообразные способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал. Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача. В 1914 году разразилась первая мировая война, которая разрушила надежды его и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее.
Окончив медицинский факультет Киевского университета с отличием в 1916, он вступил в Красный Крест и добровольно уехал на юго- западный фронт. Работал в военных госпиталях Западной Украины, затем был переведен в Смоленскую область, служил врачом в селе Никольском, а с сентября 1917 в Вяземской городской больнице. Первая жена Михаила Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа, с которой он обвенчался в 1913, вспоминала: «Там, в Вязьме, по-моему, он и начал писать; писал только ночами... Я спросила как-то: Что ты пишешь? Я не хочу тебе читать. Ты очень впечатлительная скажешь, что я болен...
На основе «Белой гвардии» была создана пьеса «Дни Турбиных», премьера которой состоялась во МХАТе 5 октября 1926 и вызвала необычайный успех у зрителя. Отсутствие тенденциозности в изображении гражданской войны дало повод критике обвинить автора в апологии белого движения и назвать его «внутренним эмигрантом». Защитило пьесу, как ни парадоксально, имя Сталина, который, судя по протоколам театра, смотрел ее семнадцать раз. Михаила Булгакова он ценил как художника и, возможно, как честного человека, осмелившегося остаться самим собой. А. Тихонов, хлопотавший на приеме у Сталина за пьесу Эрдмана, передал такие слова вождя: «Эрдман мелко берет… Вот Булгаков!.. Тот здорово берет! Против шерсти берет! Это мне нравится!» Но с 1929 года нападки критики на Булгакова усилились. Со сцены были сняты все его пьесы.
По подсчётам писателя за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Драматургу ничего не оставалось, как написать письмо правительству, в котором он просил разрешить ему выехать за границу. Письмо возымело действие. Результатом разговора Сталина с Булгаковым было назначение автора пьес режиссером-ассистентом МХАТа. Были возобновлены постановки пьес Булгакова и поставлена инсценировка «Мертвых душ». Но после 1927 года на Родине писатель не увидел в печати ни одной своей строчки (за исключением перевода «Скупого» Мольера, 1938, и «Седьмого сна» из пьесы «Бег», 1932).
Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. В этом произведении нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для Булгакова. М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» двенадцать лет, последние вставки он диктовал Елене Сергеевне за две недели до смерти и взял с нее клятву, что роман она опубликует. В сорок восемь лет его настигла тяжелая болезнь. Перед женитьбой Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: «Я буду умирать тяжело». К сожалению, и здесь он оказался пророком. Елена Сергеевна сдержала свою клятву не отдала его в больницу. Он умер, держа ее за руку. Случилось это 10 марта 1940 года, в Прощеное воскресенье. Сдержала она и другую клятву опубликовала его произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был впервые опубликован в 1966 году и сразу же обрел мировую известность. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.