ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВОМ КЛАССЕ (опыт работы) ПО ТЕМЕ «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ», Педагог-психолог Дмитриева Светлана Александровна
Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые отношения.
Чтобы помочь каждому ребенку найти друзей в школе и научится общаться, можно использовать на уроках по внеурочной деятельности представленные психологические упражнения. Перед занятиями проводится диагностика.
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Инструкция: «Посмотри на дерево с человечками. Какой ты сейчас человек? Раскрась его карандашом в любой цвет.» При интерпретации учитывается выбор цвета (по методике цветопредпочтения М.Люшера)
1. Организация взаимодействия между учащимися, создание предпосылок для формирования навыков учебного сотрудничества. 2. Формирование у детей отношения друг к другу как к партнерам в учебном сотрудничестве. 3. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся. 4. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Во-первых, надо говорить по очереди, не перебивать друг друга. Во-вторых, внимательно слушайте того, кто говорит. В-третьих, если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Для выполнения упражнения следует заранее приготовить клубок светлой шерсти. Дети садятся в круг, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры. Например: Где ты любишь бывать, что ты любишь делать, во что ты любишь играть, что ты любишь читать, какие игрушки тебе нравятся?... И кидает напротив себя клубок, тот ловит, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа (на паутинку). А теперь тихонько потянем ниточку, чувствуете, как мы все связаны между собой Это паутинка дружбы!!! Мы все –одно единое целое. Сегодня мы многое узнали друг о друге и стали чуть- чуть ближе друг к другу. Распутывается клубочек приятными пожеланиями друг другу
Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. (Психолог раздает каждому ученику лист с одинаковыми контурами варежки.) Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры двух варежек должны получиться КРАСИВЫЕ и ОДИНАКОВЫЕ. Вам понятно задание? Тогда можете начинать работать».
Для упражнения заранее готовится ватман с нарисованными сердечками, на которых написаны имена детей из класса. Психолог говорит детям, что каждый из них подружился с кем-то в классе, то есть нашел тропинку к его сердцу. Нужно нарисовать тропинку от своего «сердечка» к «сердечкам» тех ребят, с которыми он подружился. Если в классе есть дети, которые ещё ни с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся. Упражнение 3 «Дорожка к сердцу»
У каждой пары будет только один лист бумаги. (Психолог раздает каждой паре по листу белой бумаги.) Рисовать надо вдвоем, ВМЕСТЕ держась за один карандаш. (Психолог приглашает одного из детей и показывает, как можно рисовать, держась вдвоем за один карандаш.) Нарисуйте вдвоем картинку на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы ДОМ и КОТ. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните о правилах, как работать дружно, без ссор и обид. Кто запомнил эти правила? (психолог спрашивает детей, которые поднимают руку и готовы ответить, еще раз четко повторяя правила для всех детей). Всем понятно задание? Можете начинать работать. (Время выполнения задания около 5 минут. По окончании выполнения задания психолог спрашивает, кто хотел бы показать классу то, что получилось, и рассказать, что на рисунке. По очереди к доске вызываются несколько пар, которые коротко рассказывают о своем рисунке и показывают его классу. Каждый раз психолог называет детей по имени и благодарит за работу. (Психолог просит всех ребят, работавших в парах, поблагодарить друг друга за работу.)
Если у кого-то мало лепестков, т.е. он мало получил комплементов, то можно самой сделать комплемент ребенку.
Детям очень нравятся эти упражнения. Они становятся более общительными, радостными