Блокада Ленинграда (8 сентября января 1944) трагический период истории города на Неве, когда только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.
Во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации по воде, зимой по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально Военно- автомобильная дорога 101). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».
Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 2025 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно тонн грузов.1941 года Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек [. При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий
По Дороге жизни в 1942 году было перевезено: январь тыс. тонн различных грузов. февраль свыше 86 тыс. т. март более 118 тыс. т. Всего по Ледовой дороге в Ленинград переправили свыше 360 тыс. тонн грузов, в основном продовольствия и фуража. В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 24 апреля 1942 года. Последний рейс машины делали уже по ступицы в воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз вручную. За это время из Ленинграда для фронта и флота поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов и чуть менее 35 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.24 апреля1942 года 19 ноября открылась транспортная магистраль через Ладогу, названная Дорогой жизни. Однако уже через три недели она была закрыта до середины января. 19 ноября
Летом, с началом навигации, доставка продолжилась силами Ладожской военной флотилии. В 1943 году Дорогу жизни сменила Дорога Победы железная дорога, проложенная в отбитом у немецких войск узком коридоре от Ленинграда к Волхову. Сейчас Дорогой жизни часто ошибочно именуют Рябовское шоссе в черте Санкт- Петербурга, а во Всеволожском районе это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург Морье
Ладожская Дорога жизни известна. Но была и другая дорога жизни малая, по льду Финского залива, выполнявшая ту же функцию, что и Ладожская. В годах, до снятия блокады Ленинграда по ней в обе стороны шли и ехали люди. Одни в Ораниенбаум, чтобы участвовать в обороне плацдарма. Другие, чтобы разгрузить осаждённый «пятачок» свободной земли от раненых и больных, старых и малых. Они собрались здесь во время отступления из разных районов Ленинградской области, нуждались в лечении, продуктах, тёплом жилье. Часть из них затем осела в Лисьем Носу и Горской, а другая отправлялась на Большую землю по Ладожской трассе. Начиналась Малая дорога жизни от станции Бронка, что рядом с Ораниенбаумом (Ломоносов), по льду через Кронштадт дорога вела к Лисьему Носу и Горской. Ораниенбаумский плацдарм защищала созданная специально для этого Приморская оперативная группа из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Части 8-й армии в количестве 6 стрелковых дивизий, до этого оборонявшие «пятачок», были переправлены по Малой дороге жизни в Ленинград для усиления его защиты. По этой 37-километровой магистрали в дни блокады доставлялись разными видами транспорта в Ораниенбаум продовольствие, боеприпасы и многие другие грузы. Благодаря этому уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее, в гг., от голода здесь погибло около 5000 человек. Летом 1942 большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны.боеприпасыхлебаголода
С ноября 1943 года через Лисий Нос были переброшены большие армейские и флотские силы на Приморский плацдарм для подготовки прорыва вражеского окружения. Прорыв начался 14 января 1944 года. В июне 1944 года из Ораниенбаума в Лисий Нос было переброшено 22 тысячи бойцов с боевой техникой. Начался прорыв уже разрушенных артиллерией узлов сопротивления противника «Карельский вал». В Кронштадте есть памятник, который свидетельствует о роли ледовой Малой дороги жизни в освобождении Ленинграда от блокады.
22 ноября 1941 года по льду ладожского озера прошла первая колонна автомашин, связав осажденный Ленинград с Большой землей. "Разорванное кольцо" - мемориал, входящий в Зеленый пояс Славы. Мемориал был открыт 29 октября 1966 года. Он находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу Ладожского озера и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров. Две железобетонные полуарки высотой 7 метров символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - "Дорогу жизни", на бетонном основании - следы от автомобильных шин, уходящие в сторону озера. В этом месте фашистская блокада была разорвана мужеством и стойкостью защитников города. Мемориальную композицию дополняют белые железобетонные шары, имитирующие прожекторные установки. Рядом установлена настоящее 85-мм зенитное орудие. Оно служит напоминанием о том, что в годы войны у спуска располагалась зенитная батарея.
Никто не забыт, Ничто не забыто…