Интерес к чтению: как его пробудить? Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни. В. А Сухомлинский В. А Сухомлинский
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научить складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение-это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научить складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение-это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
В настоящее время перед современной школой встает проблема: как учитывать индивидуальный темп продвижения первоклассника при обучении первоначальному чтению, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Я вижу решение этой проблемы в осуществлении дифференцированного подхода. Необходимость вызывается двумя причинами: В настоящее время перед современной школой встает проблема: как учитывать индивидуальный темп продвижения первоклассника при обучении первоначальному чтению, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Я вижу решение этой проблемы в осуществлении дифференцированного подхода. Необходимость вызывается двумя причинами: 1) дети, поступившие в школу, существенно различаются по уровню подготовленности к чтению и письму; 1) дети, поступившие в школу, существенно различаются по уровню подготовленности к чтению и письму; 2) дифференцированный подход помогает в осуществлении принципов доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы. 2) дифференцированный подход помогает в осуществлении принципов доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы.
Кроме учебника при обучении первоначальному чтению использую рабочую тетрадь (букварь), содержащую дифференцированные задания. Кроме учебника при обучении первоначальному чтению использую рабочую тетрадь (букварь), содержащую дифференцированные задания. Отличительной особенностью рабочей тетради являются отраженные в ней технологии моделирования: модели – описания, модели – рассуждения, модели – сравнения. Составленная первоклассником модель является опорой, которая помогает ему понять идейно – художественный смысл произведения, пересказать его, выполнить словесное рисование и создать другие виды творческих работ. Отличительной особенностью рабочей тетради являются отраженные в ней технологии моделирования: модели – описания, модели – рассуждения, модели – сравнения. Составленная первоклассником модель является опорой, которая помогает ему понять идейно – художественный смысл произведения, пересказать его, выполнить словесное рисование и создать другие виды творческих работ.
Букварь предназначен для деятельности учащихся на каждом уроке и направлен на развитие всех качеств полноценного навыка чтения, на формирование интереса к чтению. Помимо этого в букваре имеются дифференцированные задания, развивающие творческое воображение и мышление. Букварь предназначен для деятельности учащихся на каждом уроке и направлен на развитие всех качеств полноценного навыка чтения, на формирование интереса к чтению. Помимо этого в букваре имеются дифференцированные задания, развивающие творческое воображение и мышление.
Приведу примеры использования букваря, позволяющего учить детей восприятию литературного произведения, совершенствовать навык чтения и обогащать речь учащихся. Приведу примеры использования букваря, позволяющего учить детей восприятию литературного произведения, совершенствовать навык чтения и обогащать речь учащихся.
1. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. 1. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово. Школа – портфель, охота - ? (собака, ружье, болото, еж, дорога). Школа – портфель, охота - ? (собака, ружье, болото, еж, дорога). Что берут на охоту? Что берут на охоту?
2. По образцу вставить пропущенные слова. 2. По образцу вставить пропущенные слова. Лев – львенок Лев – львенок Ёж – Ёж – Волк – Волк – Лиса - Лиса -
3. На карточке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд не ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу. 3. На карточке ставим зелёную точку и концентрируем взгляд не ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
4. Чтение реплики охотника с разной интонацией: 4. Чтение реплики охотника с разной интонацией: - И молодец, что не тронул. Не стоит с ними и связываться. Идем – ка лучше тетеревов искать. - И молодец, что не тронул. Не стоит с ними и связываться. Идем – ка лучше тетеревов искать.
5. Повтори скороговорку: 5. Повтори скороговорку: Щетина у чушки, чешую у щучки. Щетина у чушки, чешую у щучки. Объясни значение встретившихся слов в скороговорке. Объясни значение встретившихся слов в скороговорке.
6. «Бегущая лента». Через отверстие в картоне протягивается полоска, где написаны слоги и слова. Надо успеть их прочитать. 6. «Бегущая лента». Через отверстие в картоне протягивается полоска, где написаны слоги и слова. Надо успеть их прочитать.
7. Какие буквы, слог, слово лишнее: 7. Какие буквы, слог, слово лишнее: А) а у р о ы А) а у р о ы Б) ма ра ла ны та Б) ма ра ла ны та В) ку на ды ти ло В) ку на ды ти ло Г) река, речка, ручей, ручка, ручеек Г) река, речка, ручей, ручка, ручеек * Обратите внимание на значение слов. * Обратите внимание на значение слов.
8. Артикуляционная гимнастика. Произнеси: 8. Артикуляционная гимнастика. Произнеси: гласные – А О У Ы И; гласные – А О У Ы И; согласные – Б В Н Л Ж С; согласные – Б В Н Л Ж С; сочетания – БО ВА КОМ ТУ ТРА ТВО РОСТ. сочетания – БО ВА КОМ ТУ ТРА ТВО РОСТ.
9. Читай на одном дыхании как можно дольше: а, б, в, г, д, е… 9. Читай на одном дыхании как можно дольше: а, б, в, г, д, е…
10. Прочитай слова, найди лишнее слово: 10. Прочитай слова, найди лишнее слово: Родина – родной – родня – родимый – родник. Родина – родной – родня – родимый – родник. * Подумай над значением данных слов. * Подумай над значением данных слов. ! Выдели общую часть. ! Выдели общую часть.
11. Прочитай предложение: 11. Прочитай предложение: Попутившколуребяталюбилиразговаривать оподвигах. Попутившколуребяталюбилиразговаривать оподвигах.
12. Прочитай слова так, как они сами просят себя прочитать: тихо, громко, медленно, быстро. 12. Прочитай слова так, как они сами просят себя прочитать: тихо, громко, медленно, быстро.
13. К данным словам подбери слова к одинаковым значением. 13. К данным словам подбери слова к одинаковым значением. Быстрый – Быстрый – Хитрый – Хитрый – Красивый - Красивый -
14. «Жужжащее» чтение отрывка текста. 14. «Жужжащее» чтение отрывка текста.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» 1. В тексте найди слова, подтверждающие, что это сказка. 1. В тексте найди слова, подтверждающие, что это сказка.
2. Найди данное предложение в тексте: «Кот услыхал крик и бросился в погоню». Сколько раз в тексте оно встречается? 2. Найди данное предложение в тексте: «Кот услыхал крик и бросился в погоню». Сколько раз в тексте оно встречается?
3. Назови одним словом. 3. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Шарф, варежки, пальто, кофта. Лошадь, корова, свинья, овца. Лошадь, корова, свинья, овца.
4. Смотря прямо на доску, опиши своего соседа, в чем он одет. 4. Смотря прямо на доску, опиши своего соседа, в чем он одет.
5. Найди и прочитай слова, начинающиеся на букву «П». 5. Найди и прочитай слова, начинающиеся на букву «П».
6. Найди слова, которые указывают на то, как читать сказку. 6. Найди слова, которые указывают на то, как читать сказку.
7. Прочитай концовку сказки по памятке: 7. Прочитай концовку сказки по памятке: А) представь себе то, о чем читаешь; А) представь себе то, о чем читаешь; Б) подумай, какое чувство можешь передать при чтении. Б) подумай, какое чувство можешь передать при чтении.
8. Артикуляционная гимнастика: кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт. 8. Артикуляционная гимнастика: кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать».