Цель урока: - Познакомиться с основными этапами жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; - Проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» М.Ю. Лермонтова «Парус» - Развивать речь, творческую фантазию, прививать интерес к творчеству поэта
Детство Род Лермонтовых восходит к средним векам и легендарен в своих истоках,- он начинается с шотландского поэта Томаса Лермонта, прозванного рифмачом или стихотворцем. Родился в Москве 3 (15) октября 1814 г. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы. Детство провел в имении бабушки Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии. Е. А. Арсеньевой в Пензенской губернии.
Портрет Е.А. Арсеньевой (бабушки поэта) Из письма родственницы: «Старушка Арсеньева боготворила своего внука своего внукаЛермонтова… Она жила им одним. Не нахвалится, бывало, не налюбуется на него».
Бабушка Всю свою любовь Е. А. Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы. Всю свою любовь Е. А. Арсеньева перенесла на внука, в чем признавалась: "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем". Любовь к внуку была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы.
Тарханы Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарха- ны" Пензенской гу- бернии. Мальчик по- лучил отличное до- машнее образова- ние, с детства сво- бодно владел фран- цузским и немецким увлекался рисовани- ем музыкой. Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарха- ны" Пензенской гу- бернии. Мальчик по- лучил отличное до- машнее образова- ние, с детства сво- бодно владел фран- цузским и немецким увлекался рисовани- ем музыкой.
Учёба в Москве 1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансиона 1828 год- принят в IV класс Московского университетского благородного пансиона 1830 год- поступил в Московский университет на нравственно- политическое отделение 1830 год- поступил в Московский университет на нравственно- политическое отделение «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других… углубясь в чтение принесенной книги, не слушая лекции». Вистенгоф Святое место! Помню я, как сон, Твои кафедры, залы, коридоры, Твоих сынов заносчивые споры О Боге, о Вселенной…
Переезд в Петербург Школа подпрапорщиков. Лермонтов ломает себя. Подгоняет к своей невоенной внешности мундир, старается стать настоящим бесшабашным гусаром. Лермонтов ломает себя. Подгоняет к своей невоенной внешности мундир, старается стать настоящим бесшабашным гусаром год-М. Ю. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
Морской пейзаж (меняется) возникает морская даль в тумане одинокий парус
Морской пейзаж (резко меняется) приближается буря «играют волны» «ветер свищет» «мачта гнётся и скрыпит»
Морской пейзаж (резко меняется) море спокойно «струя светлей лазури» «луч солнца золотой»
МЯТЕЖНЫЙ символ неустанных поисков, отказа от счастья, жажды действий и борьбы
1 и 2 строчка каждого четверостишия картины меняющегося моря 3 и 4строчка каждого четверостишия настроение, чувства, голос поэта, его размышления о парусе
МОРЕ ПАРУС МЯТЕЖНЫЙ тревожный, неспокойный
Домашнее задание Наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»