«Опыт работы педагога-психолога в условиях введения и реализации ФГОС НОО И ООО» Лазарева С.С., педагог-психолог БОУ ШМР « Устье-Угольская СОШ » п. Шексна
Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса – содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию участников образовательного процесса.
Новые приоритетные задачи деятельности психолога в ОУ: Участие в проектировании развивающей образовательной среды через разработку и реализацию ООП. Осуществление мониторинга развития УУД у обучающихся. Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование и развитие психолого- педагогической компетентности педагогических работников и родительской общественности.
Новые направления деятельности педагога-психолога участие в проектировании и экспертизе развивающей образовательной среды; разработка и проведение мониторинга развития УУД; участие в оценке метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися ООП ОО; участие в проведении обучающих мероприятий для педагогов по проблемам введения и реализации ФГОС нового поколения; консультирование педагогов, специалистов по вопросам проектирования уроков, воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС.
Участие педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы Раздел ООП ОУ Роль педагога-психолога в реализации программы Программа развития УУД Разработка, организация и проведение мониторинга развития УУД. Реализация через внеурочную деятельность программ, направленных на коррекцию и развитие у обучающихся УУД. Программа воспитания и социализации Реализация развивающих, профилактических, профориентационных программ, соответствующих основным задачам воспитания и социализации учащихся в школе.
Раздел ООП ОУ Роль педагога-психолога в реализации программы Программа коррекционной работы Участие в работе консилиума. Реализация коррекционно- развивающих программ по запросу. Реализация коррекционно- развивающих программ, направленных на развитие конкретных групп УУД. Разработка и создание психолого- педагогических условий реализации ООП ООО. Реализация вариативных направлений деятельности, представленных в п.28 ФГОС НОО и в п.25 ФГОС ООО Участие педагога-психолога в разработке и реализации основной образовательной программы
Мониторинг развития УУД у обучающихся Стартовая диагностика 1 и 5 классы Промежуточная диагностика 2 и 3 классы
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по проблемам введения и реализации ФГОС нового поколения Семинары для педагогов: « Формирование и развитие УУД в основной школе », « Урок с позиций системно-деятельностного подхода », « Система оценки метапредметных и личностных результатов образования в соответствии с требования ФГОС ».
Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по проблемам введения и реализации ФГОС нового поколения
Формы сопровождения Дополнения Профилактика ??? Диагностика Мониторинг развития УУД (стартовая и промежуточная диагностика) Консультирование Участие в проектировании уроков, воспитательных занятий в соответствии с требованиями ФГОС Коррекционная работа Реализация программы «Учись учиться» через занятия внеурочной деятельности в 1,2,3 классах
Программа внеурочной деятельности «Учись учиться» Групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися 1,2,3 классов по формирование УУД
Программа внеурочной деятельности «Учись учиться»
Программа внеурочной деятельности для пятиклассников «Учимся решать проблемы»
Формы сопровождения Дополнения Развивающая работа Реализация программы развития УУД «Учимся решать проблемы» через занятия внеурочной деятельности в 5 классе Просвещение Обновление тематики семинаров для педагогов, родительских собраний по вопросам актуальных проблем введения и реализации ФГОС НОО и ООО Экспертиза Экспертиза рабочих программ, уроков, воспитательных мероприятий с позиции системно-деятельностного подхода
ПРОБЛЕМАТИКА: 1.Недостаточная профессиональная компетентность в деятельности по разработке разделов ООП и локальных актов школы. 2.Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для проведения промежуточного мониторинга развития УУД у обучающихся. 3.Низкая заинтересованность педагогов в информации, полученной в ходе мониторинга УУД. 4.Деятельность педагога-психолога в составе рабочей группы по разработке ООП ООО требует максимальной включенности, в ущерб другим важным направлениям деятельности.
Успехов!!!