ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ Экспертными системами называют сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.
Состав статической экспертной системы база знаний рабочая память (базой данных) решатель (интерпретатор) система объяснений компоненты приобретения знаний интерфейс с пользователем
Технология разработки экспертных систем Специалисты: эксперты той проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые системой инженеры по знаниям программисты Два режима работы: приобретения знаний консультации
Операции, выполняемые над базой знаний подготовка базы знаний исполнение (получение знания) взаимодействие с внешними подсистемами
Подготовка базы знаний: создание отображение (визуализация) отладка контроль обновление сохранение и регистрация
Для получения знания из базы знаний используются следующие базовые операции: настройка базы знаний на вывод требуемого знания настройка подсистемы вывода знания ввод фактов (значений) входных переменных вывод знания представление результатов вывода (полученного знания) объяснение результатов сохранение результатов
Архитектура системы работы со знаниями Различают следующие уровни представления и пополнения знаний: 1.Внешний (пользовательский) 2.Концептуальный 3.Внутренний 4.Аппаратно-программный
Базовые компоненты экспертной системы база знаний редактор базы знаний база данных со своей СУБД решатель подсистема настройки и управления подсистема объяснения диалоговая подсистема
БД БЗ СУБД Редактор Решатель Объясне- ние Настройка и управление Отображе- ние Диалог Пользователь Разработчик Диалог
Инструментальные системы Инструментальные системы, используемые для создания и накопления знаний: специализированные универсальные
Решатель выборка информации анализ информации разрешение конфликтов выполнение
Подсистема настройки и управления служит для настройки базы знаний и решателя на оптимизацию решения поставленной задачи
Подсистема диалога организует диалог система – пользователь (разработчик) осуществляет обработку каждого введенного сообщения
Подсистема объяснения Необходимость: сложность системы не позволяет пользователю охватить все нюансы ее функционирования; поскольку в слабоформализованной области нет твердой гарантии достоверности результата, пользователь должен сам иметь возможность убедиться в достоверности и логичности получаемых решений.