МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа 1» Опыт работы педагога-психолога в условиях введения и реализации ФГОС Педагог-психолог: Дранышева Ольга Николаевна
С введением ФГОС происходит процесс слияния школьной психологической работы с учебно-воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения школьников, что существенно повышает значимость педагога- психолога и вносит конкретику в его деятельность.
Цель - создание социально-педагогических условий для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи: - систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника ; - создание социально-педагогических условий для формирования и развития УУД у учащегося с учётом его индивидуальных особенностей; - построение системы работы психолого- педагогического сопровождения, участниками которой станут учителя, психолог и родители, включающую просвещение, консультирование, коррекцию, профилактику с учетом полученных данных.
Новые методические задачи: Создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс. Разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций. Разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения
Разработка и реализация образовательной программы школы уч. год – «Программа преемственности формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию», включающая в себя мониторинг оценки сформированности личностных и метапредметных результатов, «Программа предшколы» уч.год – «Коррекционная программа НОО», программа внеурочных занятий «Я познаю мир и себя» программа кружка «Как подружиться со школой»; уч.год. - В стадии разработки программы: «Программа формирования и развития универсальных учебных действий в основной школе», «Коррекционная программа ООО», «Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования»
Организация работы предшколы, в рамках реализации «Программы преемственности формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию» Главная цель работы по преемственности - объединение усилий участников образовательного процесса для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, - повышение уровня качества образования
НаправленияСрокиОтветственные 1. Совместные заседания Методических объединений учителей начальных классов и воспитателей ДОУ В течение годаРуководитель ШМО Васичева С.А. 2. Знакомство с методическими особенностями обучения в детском саду и в 1 классе школы. Взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в 1 классе. сентябрь, март, май Руководитель ШМО Васичева С.А., заведующие ДОУ Сняткова Н.В., Капустина Н.Н. 3. Консультирование родителей будущих первоклассников В течение годаПсихолог Дранышева О.Н 4. Работа с родителями будущих первоклассников «Организация учебно – воспитательного процесса в контексте стандартов второго поколения» В течение годаДиректор МОУ Коничева Т.В., руководитель ШМО Васичева С.А., 5. Предшкольная подготовка будущих первоклассников на базе МОУ Апрель - майДиректор МОУ Коничева Т.В., психолог Дранышева О.Н. Совместная деятельность дошкольных образовательных учреждений и МОУ «Судская средняя общеобразовательная школа 1»
1.Проведение диагностических исследований по программе мониторинга требований ФГОС; 2.Диагностика особенностей адаптации; 3.Диагностика по запросам; 4.Диагностика детской одаренности. Работа с учащимися и ученическими коллективами Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа с отдельными учащимися и со всем ученическим коллективом. Занятия по программе «Здравствуй, школа!»; Внеурочные занятия «Я познаю мир и себя»; Кружок «Как подружиться со школой»; Занятия по программе по оптимизации внутригрупповых взаимоотношений; Занятия по запросам.
Неделя психологии
Проектно-исследовательская работа Руководитель исследовательских работ старшеклассников: уч.год – «Факторы, влияющие на адаптацию учащихся 5-х классов»; уч.год – «Мотивация физкультурной и спортивной деятельности»; уч.год – «Социально-психологическое представление о материнстве у современной молодежи»; уч.год – «Школьные страхи»
Руководитель проектной деятельности учащихся 4-х классов в уч.году : исследовательский проект «Все про Деда Мороза»; познавательный проект «Что мы знаем о Земле?»
Работа психолога с родителями Виды деятельности Консультирование родителей конкретных учащихся по проблемам воспитания и психологического развития их детей. Информирование и просвещение родителей («Поможем ребенку стать успешным в обучении», «Первый раз в первый класс», «Как учились мы и как учат наших детей» и др.). Совместная развивающая работа родителей с детским коллективом.
. Работа с педагогическим коллективом школы Виды деятельности Проектирование и анализ уроков в соответствии с требованиями ФГОС по формированию УУД. Консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов. Разработка и реализация совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися или ученическим коллективом. Методическая поддержка работы классного руководителя с учащимися и родителями.
Работа с администрацией Виды деятельности Информирование администрации по психологическим вопросам. Совместное планирование.
Педсовет «Особенности развития и обучения одаренных детей» Педсовет «Промежуточные итоги развития УУД» Педсовет «Трудные дети. Адиктивное поведение» Совещание при директоре «Организация учебного процесса в начальной школе в контексте ФГОС» Районный семинар «Система оценки образовательных ресурсов» Районный семинар «Психологическое сопровождение реализации ФГОС НОО» Психолого-методические семинары, совещания, педсоветы
Проблемы: 1.Отсутствие единого школьного банка (комплекта) диагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД. Не согласованность личностных результатов педагогической диагностики с результатами психологической диагностики, в рамках воспитания и социализации; 2.Неполное осознание важности психологической диагностики педагогами; 3.Отсутствие стандартов дошкольного образования (будут только введены только с 1 сентября 2014 года); 4.Большая загруженность детей и как следствие, недостаток времени на занятия с психологом вне школьного расписания; 5.Недостаточный уровень профессиональной компетентности в написании разделов образовательный программы школы; 6.Недостаток методической помощи со стороны руководителя МО педагогов-психологов Череповецкого района.