{ Умозаключение как форма мышления Автор: учитель информатики ГБОУ СОШ 1458 Поздняк А.В. (c) Angelflyfree 6 класс
Дайте определения: (c) Angelflyfree Содержание понятия Мышление Понятие Классификация Суждение Объем понятия Определение понятия
Ответьте на вопросы: (c) Angelflyfree Пример факта Как образуются понятия? Как определяет- ся понятие? Пример правила Пример несравнимых понятий Когда возникает отношение? Пример суждений
– форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение- заключение. Умозаключение (c) Angelflyfree
Все рыбы – это живые существа. Все караси – это рыбы. Все караси – это живые существа. Пример (c) Angelflyfree Исходное суждение - посылка Полученное заключение - суждение
Питьевую воду, которую мы берем из непроверенного источника, необходимо кипятить. В походе нет возможности проверить качество воды в обнаруженном источнике. ____________________________________ В походе необходимо кипятить воду. Оформление умозаключений (c) Angelflyfree
1. Если все А являются В, а все В являются С, то все А являются С. Правила построения умозаключений (c) Angelflyfree А В и В С С А
2. Если ни одно А не является В, а все С являются А, то ни одно С не является В. Правила построения умозаключений (c) Angelflyfree А ВС А СВ и
Виды умозаключений (c) Angelflyfree Дедуктивные Индуктивные По аналогии
– переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае. Дедукция (c) Angelflyfree Все перепончатокрылые – насекомые. Все пчелы – перепончатокрылые. Все пчелы – насекомые. Все перепончатокрылые – насекомые. Все пчелы – перепончатокрылые. Все пчелы – насекомые.
– переход от частного к общему. Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то делается вывод, что оно справедливо и во всех остальных. Индукция (c) Angelflyfree
– умозаключение о принадлежности предмету определенного признака на основании сходства в признаках с другим предметом. Аналогия (c) Angelflyfree
В году 365 дней. По ночам вы не учитесь, значит, половина суток у вас свободна: 365 – 182 = 183 В школе вы находитесь половину дня, вторая половина свободна, значит, четверть суток свободна: 183 – 183:4 = 137 Сколько вы учитесь? (c) Angelflyfree
В году 52 воскресенья, из них на каникулы приходится 15: 52 – 15 = 37, тогда 137 – 37 = 100 Каникулы: 10 дней зимой, 5 осенью, 7 весной и 78 летом. Итого: = = 100. Значит: 100 – 100 = 0. Сколько вы учитесь? (c) Angelflyfree
- умозаключение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения. Парадокс (c) Angelflyfree Каждый солдат может сам себя брить или бриться у другого солдата. Генерал приказал выделить одного специального солдата-брадобрея, у которого брились бы только те солдаты, которые себя не бреют. Кто должен брить солдата-брадобрея? Себя он брить не может, так как бреет только тех солдат, которые себя не бреют. Если он не будет себя брить, то по приказу должен бриться у назначенного солдата-брадобрея, т.е. у себя.
Умозаключение – это мысль, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Умозаключение – это мысль, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Исходные суждения – посылки, а полученное суждение – заключение, или следствие. Исходные суждения – посылки, а полученное суждение – заключение, или следствие. Переход от посылок к заключению происходит по правилам вывода и законам логики. Переход от посылок к заключению происходит по правилам вывода и законам логики. Основные правила вывода – это дедукция и индукция. Основные правила вывода – это дедукция и индукция. Самое главное (c) Angelflyfree
1. Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, … 2. Все ученики 6 класса занимаются спортом. Саша учится в 6 классе. Значит, … 3. Если ни один слон не может летать, и все птицы летают, то… 4. Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько мама купила красных шаров и сколько голубых? Постройте правильные умозаключения (c) Angelflyfree
§ 2.5, вопросы после параграфа. Домашнее задание (c) Angelflyfree