«ПИРАМИДА» КОМПЕТЕНЦИЙ В ВВ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНЦИИ НАВЫКИ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УМЕНИЯ ЗНАНИЯ Без ЗУН компетенции не формируются, а без компетенций знания не проявляются!
Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял. Конфуций Конфуций Конкретные действия студента, свидетельствующие о достижении данного уровня
- воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы
объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях
вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных
пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи
оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности
ОзнакомлениеПониманиеПрименениеАнализСинтезОценка 1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию графически 22.Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной вариант…) 36. Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализир уйте структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволя- ющий (препятст- вующий)… 37. Определите, какое из решений является опти- мальным для… 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств характе- ризующих с точки зрения… 31.Найдитенеобы чный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для... 4.Расположите в определён- ном порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификацию на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39.Определите возможные кри- терии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12. Прокомментируйт е положение о том, что… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)то, что… 33. Предложите новую(свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформулируй те) идею о том, что… 20.Проведите презентацию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный сценарий развития… 41.Оцените возможности…дл я… 7.Прочитайте самостоятельн о… 14.Приведите пример того, что (как, где)… 21.Рассчитайте на основании данных о… 28.Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… Схема оценивания эссе
Уровень развития Вид компетенций Критерии оценки студента «ВЫСОКИЙ» (ОТМЕТКА «5») СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕЯрко выражены ОБЩЕНАУЧНЫЕНеобходимые знания по базовым предметам (согласно Стандартам ВОУ) систематизированные, глубокие и полные ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕОбладает глубокими знаниями государственного и иностранного языков, высокими исследовательскими навыками, а также навыками устной и письменной коммуникации, работы с компьютером и информационными источниками ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕВыраженная способность самостоятельно и творчески решать научные и профессиональные задачи в рамках программы и в нестандартной ситуации, а также способность рефлексии и умение анализировать и оценивать работу своих коллег
Уровень развития Вид компетенций Критерии оценки студента «ДОСТАТОЧНЫЙ» (ОТМЕТКА «4») СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕОбладает достаточными профессионально-значимыми качествами ОБЩЕНАУЧНЫЕНеобходимые знания по базовым предметам (согласно Стандартам ВОУ) достаточно полные и систематизированные ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕОбладает достаточными знаниями государственного и иностранного языков, владеет в достаточной степени навыками устной и письменной коммуникации, работы с компьютером и информационными источниками ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕСтудент имеет способность самостоятельно и творчески решать научные и профессиональные задачи в рамках программы, способен к рефлексии
Уровень развития Вид компетенций Критерии оценки студента «НИЗКИЙ» (ОТМЕТКА «3») СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕСлабо выражены ОБЩЕНАУЧНЫЕДостаточный объем знаний в рамках обязательного уровня профессиональной подготовки ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕОбладает слабыми знаниями государственного и иностранного языков, имеет низкий уровень развития устной и письменной коммуникации, слабые навыки работы с компьютером и информационными источниками ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕСпособность самостоятельно или под руководством преподавателя применять типовые решения в рамках программы
Уровень развития Вид компетенций Критерии оценки студента «НЕДОСТАТОЧНЫЙ» (ОТМЕТКА «2») СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕВыражены недостаточно или отсутствуют ОБЩЕНАУЧНЫЕНедостаточно полный объем: фрагментальные знания, отсутствие знаний ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕНе обладает достаточными знаниями государственного и иностранного языков, имеет недостаточный уровень развития устной и письменной коммуникации, не имеет навыков работы с компьютером и информационными источниками ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕСлабое владение системой обучения, некомпетентность в решении стандартных типовых задач, отсутствие компетенций или нежелание их развивать
Компетенції соціально-особистісні: КСО - розуміння та сприйняття етичних норм поведінки відносно інших людей і відносно природи (принципи біоетики); - розуміння необхідності та дотримання норм здорового способу життя; - здатність учитися; - здатність до критики й самокритики; - креативність, здатність до системного мислення; - адаптивність і комунікабельність; - наполегливість у досягненні мети; - турбота про якість виконуваної роботи; - толерантність; - екологічна грамотність.
Компетенції загальнонаукові: КЗН - базові уявлення про основи філософії, соціології, що сприяють розвитку загальної культури й соціалізації особистості, схильності до етичних цінностей, знання вітчизняної історії, економіки й права, розуміння причинно-наслідкових зв'язків розвитку суспільства й уміння їх використовувати в професійній і соціальній діяльності; - базові знання фундаментальних розділів математики, в обсязі, необхідному для володіння математичним апаратом відповідної галузі знань, здатність використовувати математичні методи в обраній професії; - базові знання в галузі інформатики й сучасних інформаційних технологій; навички використання програмних засобів і навички роботи в комп'ютерних мережах, уміння створювати і використовувати Internet-ресурси; - базові знання фундаментальних наук, в обсязі, необхідному для освоєння загальнопрофесійних дисциплін; - базові знання в галузі, необхідні для освоєння загальнопрофесійних дисциплін.
Компетенції інструментальні : КІ - здатність до письмової й усної комунікації рідною мовою; - знання іншої мови(мов) в межах професійної компетенції; - навички роботи з комп'ютером; - використання інформаційних джерел; - дослідницькі навички.