Сочинение – описание внешности человека с элементами рассуждения по картине – портрету А.М.Шилова «Зацвел багульник»
Цели урока: Подготовиться к сочинению – описанию внешности человека, изображенного на картине; Научиться на основе образца искусствоведческого текста соединять в своем сочинении различные типы речи, в частности описание и рассуждение; Активизировать «портретную» лексику в высказывании, научиться уместно употреблять ее в речи; Обогатить речь образно – выразительными средствами русского языка, помогающими более ярко описать портрет.
Сведения о художнике В центре Москвы, на улице Знаменка, в одном из старинных особняков расположена картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова.
Александр Шилов приобрел известность в 1970-е гг. как участник больших художественных выставок в Манеже. Талант молодого художника – портретиста, его независимая позиция в искусстве были замечены и встретили горячую поддержку зрителей.
«Мои картины пробуждают совесть…» Александр Максович Шилов родился в Москве в 1943г. Учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района г. Москвы. Окончил Московский государственный инсти- тут имени В.И.Сурикова по классу живописи. С конца 1970-х гг. был ряд персональных выставок в Москве, Ленинграде, Том- ске, Париже, Лиссабоне и др. городах мира.
Известные картины А.Шилова В дни победы
Герои его картин - часто люди с легендарной судьбой
Воин -интернационалист
Лучшие полотна А. Шилова – плод не просто мастерства, высокой техники и изобразительности, но и живой, творящей, очеловечивающей мир мысли, воплощенной в образах реальных людей. За веру и Отечество
Архимандрит ТихонМатушка Макария
Актер Владимир Федоров Певец Николай Сличенко
Портрет мамы Моя бабушка
Машенька Шилова
Скрипачка Женский портрет
Сегодня мы остановимся подробнее на картине А.Шилова « Зацвел багульник» Кого напоминает ваш женщина, изображенная на картине?
У художника тоже была бабушка, и он запечатлел ее в своих картинах. Самая известная из них - « Моя бабушка» Сравните две картины. Чем похожи женщины, изображенный на них?
Как вы думаете. Кто по профессии эта пожилая женщина? Эта пожилая женщина – учительница начальных классов Галина Николаевна Лачинова, которая отдала всю жизнь своей любимой работе в московской школе. Вообще, в творчестве А.Шилова одним из ключевых мотивов является уважение к профессии учителя, который передает знания, воспитывает, учит жизни множество поколений школьников.
Обратите внимание на порядок следования слов в названии картины, обычный ли он? Почему именно обратный порядок слов использует художник в названии своей картины? На первом месте стоит глагол – сказуемое, а не подлежащее. Возможно, слово «зацвел» несет на себе лексическую нагрузку в названии полотна, т.к. нам важно увидеть начало жизни растения, только- только начинающего свой путь.
А почему картина, на которой изображена пожилая женщина – учительница, называется « Зацвел багульник?» Багульник привлекает наше внимание своим необычным видом и названием: на тоненьких веточках мы видим не первые зеленые листочки, а розовые цветы, только – только распустившиеся.
Какова композиция картины? Обратите внимание на передний и задний план художественного полотна. На переднем плане мы видим пожилую женщину и веточки зацветающего багульника, на заднем плане мы видим, какой вид открывается из окна квартиры: противоположный дом бледно – желтого цвета. Кроме того, в квартире на стене висят фотографии, на которых, возможно, изображены близкие люди героини или ее ученики. Условно картину можно разделить на две части: на ту, что выполнена темными красками, мы видим пожилую женщину, на другой, в светлых тонах, - зацветающее растение.
Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет? Какие краски, какую цветовую гамму использовал портретист? На первый взгляд, перед нами простая пожилая женщина, но если внимательно рассмотреть картину, то мы почувст- вуем богатый внутренний мир, особую духовность, которая исходит от необычайно выразительного лица, удивительных глаз героини, ее изучающего взгляда.
Художник вкладывает в название картины большой смысл. Оно символично. В чем заключается основная идея картины? Вся картина состоит из символов: пожилая женщина и зацветающее, начинающее жизнь растение. Встречается молодость и старость. Основная идея картины- – показать закат и начало жизни.
Собирание и систематизация материала позаСтоит у подоконника, облокотившись на него, немного сгорбившись, положа одну руку на другую, чуть- чуть склонила голову набок лицоХудощавое, круглое, с ямочками на щеках, доброе, открытое, располагающее, с глубокими морщинами на лбу, густые черные брови с сединой, прямой нос глазаКарие, бархатные, живые, бездонные, умные, искрящиеся от изумления, взволнованности взглядВыразительный, удивленный, сосредоточенный, устремлен на веточки багульника, изучающий, заинтересованный носПрямой, в глубоких морщинах
губыНебольшие, сложены тонкой ниточкой в улыбку, бледно- розовые волосыСедые, но когда – то были темного цвета, собраны в аккуратный пучок, строгая прическа, прямой пробор характерДобрый, интеллигентный, внимательный одеждаТемный строгий костюм, застегнутый на все пуговицы, белая простая блуза с вышивкой на воротничке Социальное положениеНе очень богатая женщина, но относится к интеллигенции
Опираясь на материалы искусствоведческого текста, дополните таблицу, составленную нами в начале урока. Как вы понимаете значение следующих слов и словосочетаний? - Багульник ( растение, растущее на болоте, в природе зацветает поздней весной); - Достойная жизнь (заслуживающая чего-то, уважаемая, почтенная); - Обыденность ( что-то обыкновенное, ничем не выделяющееся, заурядное); - Интеллигенция ( работники умственного труда, обладающие образованием и специальным знанием в различных областях науки, культуры, техники).
Задание на дом 1) написать сочинение – описание с элементами рассуждения по картине – портрету А. Шилова «Зацвел багульник», опираясь на материалы таблицы и искусствоведческий текст; 2) написать сочинение- описание с элементами рассуждения по картине А.Шилова « Моя бабушка»; 3) описать с элементами рассуждения свою бабушку, выразив, к ней свое отношение.