Сравнительный анализ систем поиска туров и отелей Докладчик: Вячеслав Конашков Интернет-аналитик UITT-2008
Формат доклада Анализ потребностей туристической аудитории Выбор наиболее подходящего поискового функционала. Формирование критериев Сравнение систем подбора туров и отелей на разных площадках
Характеристики пользователя Какими свойствами обладает посетитель? «Ленивость» - постоянное желание минимизировать собственные усилия и не выполнять лишних или сложных действий «Торопливость» - желание найти за минимальное время максимум необходимой информации Способность воспринимать только часть информации, которая кажется ему важной (эта информация для него выделяется на фоне остальных данных) Непонимание специфических параметров, особых сокращений и сложных схем с множественным выбором
Потребности посетителя по приоритетам ПриоритетТип потребности 5 Цена тура 4,5 Место отдыха 4 Время отдыха 3 Условия 1 Доп. параметры
На какие вопросы должен отвечать сайт, учитывая потребности посетителя? ЦенаВремяМестоУсловияДоп. параметры Сколько стоит тур? Какова продолжите льность тура? В каком отеле будем жить? Как добираться до места отдыха? Какова погода на курорте? Какие доп. сборы? Когда выезд?Какова программа тура? Входят ли экскурсии? Каково качество питания? Периодичность питания? Есть ли лечение? Что входит в стоимость тура? Сколько будут длиться экскурсии? Что представляе т отель, номер, курорт, столовая? Возможен ли отдых с ребенком? Каковы местные обычаи и нравы? Сколько стоят доп. развлечения ? Нужен ли загран паспорт, виза? Кто поможет оформить?
Как пользователь находит ответы на интересующие его вопросы? Отсекая ненужные результаты через поисковую форму на сайте Анализируя результаты поиска, вводя дополнительные критерии Используя навигацию по сайту Используя дополнительную информацию, полученную от друзей, знакомых или с других сайтов
Способы поиска информации на сайте
Основные критерии «поискового» функционала сайта. Форма поиска Каково минимальное количество кликов/действий для поиска тура? Каково среднее количество кликов/действий для поиска тура? Имеется ли расширенная форма поиска? Не слишком ли много дополнительных и/или непонятных параметров?
Основные критерии «поискового» функционала сайта. Результаты поиска Какова скорость загрузки страницы результатов? Имеется ли возможность задать дополнительные фильтры? Насколько полные и актуальные данные отображаются? Насколько интуитивно понятна выводимая информация? Имеются ли непонятные обозначения? Среднее количество просмотренных страниц, при поиске тура?
Основные критерии «поискового» функционала сайта. Навигация Структурирована ли ссылочная навигация по сайту? Насколько полна ссылочная навигация по сайту? Имеются ли блоки наиболее востребованной для пользователя информации? Например: «Блок горящих туров». Насколько визуально удобна ссылочная навигация по сайту?
Основные критерии «поискового» функционала сайта. Дополнительная информация Каково качество дополнительной информации? Среднее число «шагов» для доступа к дополнительной информации со страницы результатов поиска? Какова полнота дополнительной информации? (имеются ли отзывы, фотографии, подробное описание и.т.п.)
Примеры «типичных» поисковых форм и результатов. Плюсы и минусы
- При сортировке по цене – цены не приведены к единой валюте. В результате выводимый порядок цен не логичен для пользователя. Так, 300 грн., визуально, больше, чем 287 евро, и меньше, чем 300 у.е. (Рис. 1) - Список стран реализован в виде выпадающего меню и содержит 113 значений (автор не поленился посчитать). При поиске конкретной страны, пользователю неудобно перебирать весь список. (Рис. 2) + Вся дополнительная информация о стране и курорте находится прямо на странице тура, что удобно для посетителя. (Рис. 3) Рис. 2 Рис. 3 Рис. 1
Рис. 2 Рис. 3 + Заданы базовые параметры по умолчанию. В результате поиск «типичного» тура возможен в один клик. (Рис. 1) + Удобная форма подачи результатов (структурированный вид и визуальное представление за счет фотографий). Быстрое переключение между фильтрами: продолжительность тура, место отправления. Также удобны «горячие подсказки», отвечающие на вопрос «Что входит в стоимость?» (Рис. 2) - Если пользователь для себя пока еще не выбрал страну, в которую хотел бы поехать, получить общие результаты поиска по всем странам на одной странице невозможно. (Рис. 1) - Для того чтобы воспользоваться возможностью сохранять запросы, требуется регистрация, что подразумевает множество шагов и может отпугнуть пользователя. (Рис. 3)
- Пока пользователь не введет серию параметров, осуществить поиск он не может. -Часть пользователей (автор в том числе), просто не смогут задать дату вылета, т.к. окошко с датами отображается только в браузере IE. - Результаты поиска непонятны для пользователя, т.к. содержать множество специализированной информации. - Подобные формы удобны для турагентов и людей с высшим физмат образованием, но простой пользователь быстро запутается и не поймет, что от него хотят.
+ Имеется несколько поисковых форм, которые выдаются пользователю, в зависимости от того, на какой странице он находится + Параметры поисковой формы написаны понятными для пользователя словами (квартира, пансионат, одноразовое питание, все включено и.т.п.) - Данные в форме не заполняются значениями по умолчанию. В случае детального уточняющего запроса приходится вводить множество дополнительных параметров - Вся дополнительная и визуальная информация (фотографии, описание отелей, курортов и.т.п.) находится в пределах 3-4 кликов от страницы результатов поиска, что не удобно для пользователя. В результате пользователю приходится просматривать множество дополнительных страниц
- Как таковые, параметры поисковой формы отсутствуют. В результате мы не можем строго структурировать свой запрос. + Очень удобная и грамотная система ссылочной навигации, что нравится не только пользователям, но и поисковым роботам (которые в свою очередь приводят целевых посетителей)
Сводная таблица критериев «поиска» и площадок
Выводы Напоследок, хочется сказать, что удобный поиск – это только один из критериев завершения успешной сделки! Основное, на что мы все должны обращать внимание – это отклик от площадки (или рекламы на данной площадке) в виде звонков, писем и клиентов. Не забывайте, также, анализировать качество аудитории и источники ее прихода. С уважением, Вячеслав Конашков ICQ: