Муратова А. Б. старший преподаватель кафедры педагогики и андрогогики
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основная образовательная программа реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное, социальное) Внеурочная деятельность организуется в таких формах как: кружки, секции, факультативы, студии, клубы, юношеские организации, конференции, научные общества, олимпиады, научно-полезные практики и т.д. Внеурочная деятельность вводится в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся Рекомендованы 4 организационные модели внеурочной деятельности: - Модель дополнительного образования; - Модель «Школы полного дня»; - Инновационно-образовательная модель; - Оптимизационная модель.
(На основе методического конструктора)
Планирование результатов внеурочной деятельности
Цели и результаты внеурочной деятельности 1 уровень приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 2 уровень получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3 уровень получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Возможный эффект – овладение ребенком социально значимой деятельностью
Вовлечение детей а те виды и формы внеурочной деятельности которые помогут достичь планируемых результатов
Приобретение социально значимых знаний Развитие социально значимых отношений Накопление опыта социально значимых действий Лекции Рассказы Викторины Соревнования Развлекательные игры Праздники Выходы в театр, галерею, кино. Экскурсии Театрализации Конкурсы Беседы Дискуссии Дебаты Сборы Слеты Ролевые и деловые игры Турпоходы Трудовые десанты Исследовательские проекты КТД Социальные проекты Социально моделирующие игры Поисковые, фольклорные, туристско- краеведческие, природоохранные экспедиции Социально- ориентированные, трудовые, экологические, патриотические, волонтерские акции
Насыщение пространства в котором протекает внеурочная деятельность, воспитывающими сообщениями
Воспитывающие сообщения, адресованные ребенку прямые косвенные Просьба Поступки Требование Мимика Совет Образы Увещевание Музыка Указание Текст Запрет Видео Сомнение Костюмы Согласие Интерьер Похвала Символы Риторический вопрос и т. д. И т. д.
Создание на основе внеурочной деятельности детско-взрослых общностей
Детско-взрослые общности, создаваемые во внеурочной деятельности Например: - Общность любителей военной истории – на уроках истории - Общность актеров школьного театра - Общность любителей Р. Р. Толкиена – на уроках литературы - Общность журналистов школьной газеты - И т.д.
Педагог не получит желаемого результата, если его главной целью будет проведение воспитательных мероприятий. Сами мероприятия вторичны: они оказывают воспитывающее влияние только тогда, когда ребенок ощущает свою общность с теми, кто их проводит.
ФГОС. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С -445 С -456 С -647 Материал можно использовать как при проведении урочных, факультативных и кружковых занятий, так и в организации конкурсов, викторин, вечеров и других видов внеклассной работы.
ФГОС. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С -610 Материалы для организации и проведения курсов общеинтеллектуального, общекультурного направления внеурочной деятельности. Проектирование и оценка эффективности в практике досуговых программ в системе дополнительного образования