Автор: учитель начальных классов общеобразовательной школы I – III ступеней с.Старченково Володарского района Донецкой области Солодуха Людмила Ивановна
« … Путь к сердцу ученика – это чистое сердце учителя. Ш.А. Амонашвили».
П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ личностно – гуманный подход к обучению и воспитанию педагогическое мастерство любовь к ребёнку познание ребёнка в самом себе
ЧТО ТАКОЕ УРОК ? Я тебя обдумываю, планирую, провожу! Вот и получается, что ты живёшь в моей голове, в моём сердце. Тебя же никогда никто не придумал бы, если бы не было детей и если бы люди сразу же рождались взрослыми, умными, умеющими говорить, читать, писать, считать! Ты не можешь существовать без детей, без учеников, и, стало быть, ты живёшь в учениках! Ты живёшь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только, когда я и мои ученики заполняют её. Они сядут за парты, я стану у доски – вот ты и рождаешься и начинаешь жить.
Ты порхаешь над нами, как сказочная, неизвестная нам бабочка, которую нужно внимательно рассмотреть, побыстрее изучить, зарисовать, запомнить. Через 45 минут ты спрячешься куда-то, чтобы скоро опять вернуться к нам, только уже в другом наряде. Ты прилетаешь к нам из будущего, того будущего, которое будет принадлежать моим ученикам. Ты – посланник этого будущего, чтобы помочь мне воспитать из моих девочек и мальчиков достойных людей
ЧТО ТЫ ЕСТЬ ДЛЯ НАС ? Лестница, ведущая нас только вверх, фонтан знаний. Придёшь к фонтанчику, прильнёшь к бьющему из его горлышка источнику, и напьёшься премудростей. Ты – дорога, хотя непрямая, неровная, но единственно верная, которая ведёт каждого из нас к человечности, к своей личности… Ты ещё весенний дождик и тепло, которое помогает каждому из нас раскрыться, как раскрываются бутончики цветов. Ты несёшь нам будущее, и потому ты – наше удивление… …Ты доставляешь мне счастье жить педагогической жизнью!
БЫТЬ МАСТЕРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЛА значит владеть методикой; постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного разрешения проблем обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями; уметь правильно разрешать сложные педситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть простым, обычным, но любимым и нужным для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм.
КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЛА ? МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЛА – Человек широкого. кругозора, чуткий, доброжелательный, принципиальный. Охотно и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы. Что нужно, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну, конечно, знания, но обязательно – добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь. Чтобы вдохновиться и творить, нужно, в первую очередь, любить свою профессию и верить в свои возможности, много думать о своих учениках и спешить к ним.
А далее процесс вдохновения должен питаться тремя главными источниками. Первый источник вдохновения – это дети, моё постоянное общение с ними. Второй источник – это опыт и энтузиазм. Третий источник – это общение с наукой, это «рытьё в книгах» умных и великих мыслителей
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ любить ребёнка Любовь облегчает воспитание, т.к. она есть единственная добрая сила, приносящая ребёнку гармонию души, взаимность и доброе отношение к окружающим. очеловечить среду, в которой живёт ребёнок, т.е. внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. прожить в ребёнке своё детство. Это надёжный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, приняли его любовь. Глубокое изучение жизни ребёнка, движений его души возможно только тогда, когда учитель познаёт ребёнка в самом себе.
РАССУЖДЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЕ Учитель должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам. Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами. Учитель не имеет права завидовать успехам коллег. Учитель обязан делиться своим опытом с коллегами. Учитель не должен стесняться учиться у коллег. Учитель не имеет права смотреть на коллег сверху вниз. Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке! Ш.А. АМОНАШВИЛИ