Презентация к уроку 5 класс Тема «Народные промыслы» Подготовила учитель ИЗО МКОУ «Овечкинская СОШ» Дударева Е.В.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. Расположены металлургические заводы были в Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх- Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.ДемидовыхНижний ТагилНевьянскВерх- Нейвинск В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине В 1825 г. художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье-маше, позже лакирное производство по папье- маше было переведено в селе Осташково.
В последующие годы промысел распространился по окрестным деревням, появились мелкие крестьянские мастерские. В нач. 20 в. спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая металлические лакированные подносы. Позднее аналогичные артели организовались в других селах: в Жостове в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925 «Лакировщик»; в Троицком «Свой труд». В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово. Сегодня на фабрике работают 240 художников, которые не теряют связь с прошлым, с опытом и традициями поколений.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Ведущие художники жостовского промысла А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин
В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие. Основное направление в жостовской росписи - цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое сочетание живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственой русской народной кистевой росписи на сундуках и прочее.
. В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее по хорошо усвоенным правилам. Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: "Букет собранный", "Букет враскидку", "Венок", "Ветка с угла", в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой василек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный характер. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку
Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объема.
Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит
Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным. Но иногда бывает так, что жостовские подносы остаются без уборки краёв при росписи. Это происходит в том случае если края подноса красивые и резные.
Наводка зеркального блеска С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.