Адаптивная технология обучения
Причины применения на уроке АТО: - при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены; - при проверке тетрадей большая трата времени, а ученика интересует оценка; - безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают. - регулярная самостоятельная работа не проводится; - низкая контролируемость результатов деятельности учащихся; - плохая обратная связь; - сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
- нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока; - дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки; - психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы; - ежедневные перегрузки учителя; - не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок. - ориентация на среднего, а остальные слабые, сильные?..
Цель использования АТО: Обучение и развитие навыков самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности, максимальная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Адаптивная технология обучения Управление самостоятел ьной работой всех учащихся; Работа с отдельными учениками; Осуществление учета и реализации индивидуальны х особенностей и возможностей детей. Максимально е включение всех в индивидуальн ую самостоятельн ую работу по предмету.
Особенность АТО: Учитель из субъекта обучения и информатора превращается в организатора познавательной деятельности на уроке. Ученик не объект обучения, не пассивный получатель информации, а субъект обучения. Он сам с помощью учителя добывает знания, участвует в организации учебного процесса, включается в активный мыслительный процесс, он ответственен за результаты учебного процесса Значительное увеличение времени на самостоятельную работу учащихся на уроке, поскольку на объяснение нового материала тратиться не более 10 минут, а оставшееся время используется для самостоятельной работы в статических, динамических, вариационных парах и группах
Условия продуктивности адаптивного урока: Парииетные взаимодействие между учителем и учеником.(Диалог, дисскусия, работа в парах, в группах, где я выступаю как в роли учителя – организатора, так и в роли ученика). Каждый учитель строя адаптивный урок должен владеть современными технология обучения.( технология дифференцированного обучения, методика работы в группах и парах, ИКТ, проектная технология) правильно и дифференцированно подбирать содержание учебного материала.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке (существует ряд методов которые я использую: - эмоциональные (вербальное поощрение, свободный выбор уровня сложности задания, создание ситуации успеха) - познавательный (создание проблемной ситуации) - социальные (взаимопомощь, взаимопроверка, заинтересованность результатами коллективной работы). Обеспечение само- и взаимоконтроля в процессе деятельности в течении всего урока. Адаптивный урок должен быть здоровьезберергающим. Обеспечение рефлексивной деятельности. Достижение целей.
+ и – в использовании АТО Временные затраты на подготовку заданий на первом этапе. Поддерживается здоровье учащихся. Заставляет думать и работать не только сильного, но и слабого ученика, так как задания даются с адаптацией и каждый ученик работает со своей индивидуальной скоростью. На уроках учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, учатся слушать партнера и оценивать себя и одноклассников. Влияет на формирование практических умений учащихся; Увеличивается количество времени для индивидуальной работы учителя на уроке с учениками, которые нуждаются в помощи учителя. Увеличивается накопляемость оценок на уроках истории. Взаимоконтроль на уроке экономит время и помогает мне. И самое главное это повышает качество знаний и умений учащихся.
На первом этапе : Необходимо научить всевозможным приемам самостоятельной работы по конкретному предмету. Для этого готовлю индивидуальные (групповые) многоуровневые задания по объему и степени сложности. Стремлюсь, чтобы учащиеся имели право самостоятельного выбора.
На втором этапе: обучаю детей работать в статических, динамических и вариационных парах Организуется взаимоконтроль.выступаю в роли организатора, готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включаюсь в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра Так же во время самостоятельной работы учащихся могу работать индивидуально с более слабыми или контролировать работу недобросовестных учеников.
Третий этап предусматривает обособленную самостоятельную работу и переход к самоконтролю. Включаются задания для обязательного выполнения с нарастающие степенью сложности. Таким образом учащиеся продвигаются о простого к сложному.
Рабочая карта урока выглядит так: Урок Класс Дата Тема Ф.И.О Проверка дом. задания 7мин (с/о или в/о) Изучение нового материала 10 мин Закрепление 10мин (с/о или о/г) Самостоят. работа 10мин (с/о или в/о) Итоговая отметка на (с/о) С/о самооценка В/о взаимооценка О/г оценка группы