Методика проведения театрализованных праздников Семинар для педагогов- организаторов Методист Худенкова И.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткие рекомендации. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные.
Advertisements

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ КОНЦЕРТНО- ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ»
Подготовила Черепанова Е.В. воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с 160»
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
АЛГОРИТМ подготовки и разработки сценария ЖИЗНЬ СВОБОДНАЯ ОТ НИКОТИНА.
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КУРСЕ ОРКСЭ. Типы проектов - теоретический - исследовательский - творческий - игровой - приключенческий - практико - ориентированный.
Приготовили:Глевицкая Н.А Кузьминова Н.В Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, Когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без.
Развитие творчества детей через театрализованные игры.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Данная презентация может быть использована в качестве визуального сопровождения, наглядного пособия учебного занятия по теме «
Методика проведения воспитательных мероприятий в условиях ДООЦ.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
МАДОУ «Детский сад 99 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
Концертная деятельность. 1. Концерт как форма исполнительной деятельности. 2. Организация творческих отчетных концертов, платных выступлений. 3. Проведение.
Основы социального проектирования Лекция 1.. План. 1.Понятие о социальном проектировании. 2.Структура проекта. 3.Методы реализации проекта. 4.Мониторинг.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Составление конспекта занятия по внеурочке (домашнее задание по вариантам, обязательно – музыкальное и видео сопровождение ). Тематика: Первый вариант.
Дмитриев Анатолий Викторович - главный специалист отдела информационно - образовательных ресурсов КГБУО " Алтайский краевой информационно - аналитический.
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев... Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок В.А. Сухомлинский Дети.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района УЧЁТ ВНЕУЧЕБНЫХ.
Средняя группа. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это.
Транксрипт:

Методика проведения театрализованных праздников Семинар для педагогов- организаторов Методист Худенкова И.Г.

Цель семинара познакомить участников с теорией и практикой проведения театрализованных праздников; познакомить участников с теорией и практикой проведения театрализованных праздников; показать участникам пути практического применения данных знаний. показать участникам пути практического применения данных знаний.

Методологические позиции 1) активность проявляется в деятельности личности, а деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции; 1) активность проявляется в деятельности личности, а деятельность выступает как важнейший показатель духовного мира, критерий любой воспитательной акции; 2) театрализованное действие как идеологический процесс активизации его участников, помогающий превратить каждого присутствующего из пассивного наблюдателя в заинтересованное лицо, далее – в лицо, испытывающее потребность в приобщении к действию, и, наконец, участвующее в нем.

Уровни социально-художественной активности аудитории. Первый этап охватывает время до праздника, т.е. процесс его подготовки и широкого информирования. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию.

Уровни социально-художественной активности аудитории. Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цель эпизодов, кульминацию и финал. Педагогическая задача состоит в превращении зрителей в участников театрализованного действия.

Уровни социально-художественной активности аудитории. Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении.

Основные приемы активизации массовой аудитории вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массы к движению и другим физическим действиям; физическая активизация, побуждающая массы к движению и другим физическим действиям; художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность. художественная активизация, стимулирующая эмоциональную сферу участников и вызывающая их художественную самодеятельность.

Приемы активизации участников Заманивание (игра с публикой, переходящая в игру самой публики) Заманивание (игра с публикой, переходящая в игру самой публики) Провокация ( действие, целью которого вызвать ответное действие)- «подначка», «розыгрыш», «попытка подтолкнуть», заставить, вынудить зрителя включиться в действие. Провокация ( действие, целью которого вызвать ответное действие)- «подначка», «розыгрыш», «попытка подтолкнуть», заставить, вынудить зрителя включиться в действие.

Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. Образное решение темы есть суть театрализации. Образное решение темы есть суть театрализации. Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении.. Драматургия и режиссура массового праздника, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении..

Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно- досуговой программы. Соотношение между воспитательными целями и средствами их достижений образуют основу сценария культурно- досуговой программы. Использование в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему масштабность, выразительность и глубину. Использование в сценарии двух линий – художественной и документальной – придает ему масштабность, выразительность и глубину.

Суть театрализации- образность символическая образность символическая образность историческая образность историческая образность персонифицированной образности персонифицированной образности

Основные этапы работы над сценарием определения темы и идеи определения темы и идеи Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Основные этапы работы над сценарием Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Наиболее распространенными способами построения сюжета для театрализованного действа является хронологический и ретроспективный. Конфликт-основа любого драматического произведения, определяющая сюжетное построение, композицию. Наиболее распространенными способами построения сюжета для театрализованного действа является хронологический и ретроспективный. Конфликт-основа любого драматического произведения, определяющая сюжетное построение, композицию.

Основные этапы работы над сценарием Композиция есть организация действия, а, значит, соответствующее расположение материала. Композиция есть организация действия, а, значит, соответствующее расположение материала. Композиция определяет логику, темп, ритм, т.е. вносит в действие четкую организацию, дисциплинирует его.

Составные композиции Экспозиция Экспозиция Завязка Завязка Развитие действия (Основное действие) Развитие действия (Основное действие) Кульминация Кульминация Развязка Развязка Финал Финал

Законы построения основного действия Строгая логичность Строгая логичность Нарастание действия Нарастание действия Законченность каждого эпизода Законченность каждого эпизода Контрастность построения Контрастность построения

Методы воздействия на публику Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности. Эмоционально-образное воздействие на личность, дополняющее средствами театрализации преимущественно информационно-логическое, характерное для учебной деятельности. Уникальная воспитательная важность праздника Уникальная воспитательная важность праздника

Формы театрализации обрядовые действия, обрядовые действия, митинги, митинги, шествия, шествия, парады, парады, представления, представления, инсценировки и другие формы театрализации, инсценировки и другие формы театрализации, спортивно-игровые формы: спортивно-игровые формы: викторины, викторины, лотереи, лотереи, дискотеки, дискотеки, конкурсы; конкурсы; фольклорные формы. фольклорные формы.

Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы. Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала.

Монтаж выступает как: анализ фактов жизни и фактов искусства; анализ фактов жизни и фактов искусства; синтез фактов жизни и фактов искусства; синтез фактов жизни и фактов искусства; конфликт фактов жизни и фактов искусства; конфликт фактов жизни и фактов искусства; средство воплощения сюжета; средство воплощения сюжета; средство выражения авторской позиции; средство выражения авторской позиции; драматургический метод организации материала; драматургический метод организации материала; средство художественной выразительности; средство художественной выразительности; форма организации зрительского восприятия; форма организации зрительского восприятия; ритмическая организация эпизодов; ритмическая организация эпизодов; способ изменения жанра; способ изменения жанра; форма изменения сценического времени. форма изменения сценического времени.

Выводы в КДП во взаимодействии находятся: цель художественно-педагогическое воздействие; цель художественно-педагогическое воздействие; средства воздействия «факты жизни» и «факты искусства»; средства воздействия «факты жизни» и «факты искусства»; форма осуществления воспитательных задач театрализованного форма осуществления воспитательных задач театрализованного представления ситуация художественной самодеятельности; представления ситуация художественной самодеятельности; метод организации средств воздействия монтаж. метод организации средств воздействия монтаж.

Режиссерская работа - планирование ситуации, которая осуществляется монтажной организацией «фактов жизни» и «фактов искусства» с целью художественно-педагогического воздействия на аудиторию.

Комплекс интересов многих сторон Первый круг - это интересы заказчиков праздника. Первый круг - это интересы заказчиков праздника. Второй круг интересов - это интересы зрителей. Второй круг интересов - это интересы зрителей. Третий круг интересов - это интересы участников шоу-программы. Третий круг интересов - это интересы участников шоу-программы.

Основные принципы организации и подготовки массового праздника Основные принципы организации и подготовки массового праздника четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; четкая идейная направленность, выраженная сквозной темой, при наличии ряда побочных; художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей. художественно-образное решение праздника в целом, как и отдельных его частей.

Традиционная методика планирования PR-акций, описанной в классическом исследовании Процесс стратегического планирования но установлению связей с общественностью: четыре стадии процесса. Процесс стратегического планирования но установлению связей с общественностью: четыре стадии процесса. A. Определение проблемы. A. Определение проблемы. 1. Проблема, интерес или возможность «Что нового происходит?» 1. Проблема, интерес или возможность «Что нового происходит?» 2. Ситуационный анализ (внешний и внутренний). «Каковы действующие позитивные и негативные факторы?», «Кто вовлечен и/или чьи интересы затронуты?», «Каким образом они вовлечены и/или затронуты?» 2. Ситуационный анализ (внешний и внутренний). «Каковы действующие позитивные и негативные факторы?», «Кто вовлечен и/или чьи интересы затронуты?», «Каким образом они вовлечены и/или затронуты?» B. Планирование и составление программы. B. Планирование и составление программы. 3. Цель программы. 3. Цель программы. «Какая ситуация является наилучшей?» «Какая ситуация является наилучшей?» 4. Целевые общественные группы. «К каким внешним и внутренним общественным группам должна быть обращена программа, что является ее целью и чьи интересы она должна затронуть?» 4. Целевые общественные группы. «К каким внешним и внутренним общественным группам должна быть обращена программа, что является ее целью и чьи интересы она должна затронуть?» 5. Задачи. «Что должно быть достигнуто в каждой общественной группе при реализации программы?» 5. Задачи. «Что должно быть достигнуто в каждой общественной группе при реализации программы?» C. Предпринимаемые действия и коммуникации. C. Предпринимаемые действия и коммуникации. 6. Стратегии действия. «Какие изменения необходимы для достижения результатов, установленных программой?» 6. Стратегии действия. «Какие изменения необходимы для достижения результатов, установленных программой?» 7. Стратегии коммуникаций. «О чем необходимо проинформировать общественность для достижения результатов, установленных программой? », « Какие средства массовой информации лучше всего передадут эту информацию целевым группам общественности?» 7. Стратегии коммуникаций. «О чем необходимо проинформировать общественность для достижения результатов, установленных программой? », « Какие средства массовой информации лучше всего передадут эту информацию целевым группам общественности?» 8. Планы выполнения программы. «Кто отвечает за выполнение каждого пункта программы и тактики установления связи с общественностью? », « Какова последовательность действий и ее схема?», «Каковы расходы на выполнение программы?»9. Планы оценки. «Как можно измерить результаты, установленные целями и задачами программы?» 8. Планы выполнения программы. «Кто отвечает за выполнение каждого пункта программы и тактики установления связи с общественностью? », « Какова последовательность действий и ее схема?», «Каковы расходы на выполнение программы?»9. Планы оценки. «Как можно измерить результаты, установленные целями и задачами программы?» D. Оценка программы D. Оценка программы 10. Обратная связь и уточнение программы. «Как результаты оценок сообщаются менеджерам программы и используются для внесения изменений в программу?» 10. Обратная связь и уточнение программы. «Как результаты оценок сообщаются менеджерам программы и используются для внесения изменений в программу?»

Сценарий (итал.) «сцена» - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создается театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, какая-либо программа.

Уровни сценарной записи Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории. Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения. Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории. Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.

Уровни сценарной записи Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб. Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов. Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб. Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Конкурсно-игровая программа Конкурсно-игровая программа - это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.

Театрализованный концерт Театрализованный концерт - это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. - это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.

Закономерности составления концертных программ : Разнообразие номенров; Разнообразие номенров; Сопряженность номеров, гармоничность сочетания Сопряженность номеров, гармоничность сочетания Контрастность, переключение внимания с одного на другое Контрастность, переключение внимания с одного на другое Тесная связь между артистом и зрителем. Тесная связь между артистом и зрителем.

Принципы составления номеров КП: нарастание зрелищности; нарастание зрелищности; контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение); контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение); отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице; отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице; жанровая совместимость; жанровая совместимость; техническая совместимость; техническая совместимость; принцип непрерывности принцип непрерывности

Способы обеспечения непрерывности концертного действия Занавес и система занавеса Занавес и система занавеса Использование сценического круга Использование сценического круга Дополнительные места действия (балкон, терраса) Дополнительные места действия (балкон, терраса) Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене

Виды концертных программ - концертные - придворные - частные - публичные - концерт-солянка - концерт-солянка - эстрадный концерт - эстрадный концерт - симфонический - симфонический

Праздник - акция, рассчитанная на один или несколько дней представления. Комплекс мероприятий, связанных единой идеей.

Особенности сценариев театрализованных действ под открытым небом: Основной способ построения сценария – монтаж. Основной способ построения сценария – монтаж. В выразительных средствах – перенесение с вербальных на визуальные (цвет и форма). В выразительных средствах – перенесение с вербальных на визуальные (цвет и форма). Использование движущихся конструкций Использование движущихся конструкций Особый масштаб фигур, костюмов, конструкций, мизансцены, в соотношении с окружающим архитектурным или живым ландшафтом. Особый масштаб фигур, костюмов, конструкций, мизансцены, в соотношении с окружающим архитектурным или живым ландшафтом. Использование реального действия Использование реального действия Использование исторических мест Использование исторических мест

Особенности режиссуры народного праздника Костюмирование участников Костюмирование участников Коллективная импровизация Коллективная импровизация Трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Трудовое, художественно-творческое, спортивное состязание. Ритуальное действие Ритуальное действие

Недостатки сценариев нарушения баланса между содержательной, идейно- тематической направленностью действия и зрелищностью, развлекательностью; нарушения баланса между содержательной, идейно- тематической направленностью действия и зрелищностью, развлекательностью; слабая активизация аудитории, деление на зрителей и исполнителей слабая активизация аудитории, деление на зрителей и исполнителей

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!