Анатомо – физиологические особенности подросткового возраста Врач отделения организации мед. помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях Колованова Наталья Леонидовна
Модель подростка ребенок взрослый подросток
Основные особенности подросткового возраста 1)Ростовой скачок 2)Психо – нейро – эндокринная перестройка 3)Период бурного полового развития 4)Вегетативные нарушения Период стресса
Ростовой скачок Быстрый рост Неравномерное развитие отдельных частей тела Рост опережает массу тела Соединительная ткань растет быстрее, чем мышечная Кости мягкие, податливые, мышечный тонус слабый Состояние «гадкого утенка» н/осанки, сколиоз, плоскостопие
Факторы, влияющие на рост и развитие: Наследственность Гормональная регуляция Состояние В.Н.С. Характер питания Обеспеченность организма О 2 Качество и количество сна Психоэмоциональные факторы Физическая активность Хронические заболевания и интоксикация Экологическая обcтановка
Особенности сердечно – сосудистой системы 1.Чем быстрее растет подросток, тем больше нагрузка на сердце 2.Размеры сердца опережают просвет сосудов 3.Высокий объем кровотока 4.Нарушения вегетативной регуляции AD скачет Шумы в сердце Неприятные ощущения в области сердца Носовые кровотечения Головокружения Физическая нагрузка должна быть регулярной и дозированной!
Органы дыхания 1.Бронхи растут быстрее, чем легочная ткань 2.Стенка бронхов с несформированным мягким хрящом легко спадается, нарушается выведение мокроты 3.Нарушения вегетативной регуляции -Частое слабое или жесткое дыхание -Прерывистое дыхание, чувство нехватки воздуха -Обморочные состояния Подростки нуждаются в большом количестве О 2
Органы желудочно – кишечного тракта 1.Функциональные изменения органов ЖКТ, обусловленные вегетативной дисфункцией 2.Печень растет не так быстро, а нагрузка на неё большая (половые гормоны – яд для печени) -Боли в животе -Тошнота -Изжога -Желтушность склер -Нарушения стула Для подростка важно сбалансированное регулярное питание!
Процессы метаболизма Гормональная нагрузка Накопления недоокисленных продуктов (шлаки, токсины) Нарушение выведения -Неприятное дыхание -Едкий запах пота -Запоры -Угри Регулярные гигиенические процедуры. Кисломолочные продукты, фрукты, овощи. Ограничить специи, контролировать углеводы.
Психо – нейро – эндокринная перестройка -Дисбаланс между корой и подкоркой -Функциональная способность коры снижается -Подростки бешенные, им не до учебы
Психо – нейро – эндокринная перестройка -Вегетативная нервная система: быстрые темпы созревания симпатического звена -быстрые темпы созревания парасимпатического звена -агрессия Дети ленивые, сонливые, вялые Физическая активность успокоит первых и разбудит вторых!
Гипофиз Гормоны ЛТ, ФСГ Гормоны АКТГ Яичник Созревание фолликула Эстрогены Рост и развитие молочных желез, Наружных и внутренних гениталий Кора надпочечников Андрогены Длина тела Половое созревание (угри, оволосение, рост гениталий) Нейроэндокринная железа
Вегетативные нарушения у 90% подростков Разнообразные жалобы: -Головные боли, боли в животе, головокружения, обморочные состояния; -Повышение или понижение АД; -Носовые кровотечения, чувство нехватки воздуха Характерно: -Влажные ладони; -Холодные синюшные конечности; -Мраморный рисунок кожи; -Темные круги под глазами Если не лечить ВСД, функциональные изменения перейдут в хронические!
Выводы 1.Подростковый период – период стресса 2.Подростку необходима помощь 3.Подростка нужно: Понимать; Любить; Хвалить; Терпеть; Долготерпеть.
Рисунки взяты из сети Интернет по запросам картинки «Подросток», «Взрослый», «Ребенок», сердце, ЖКТ