Жанр автопортрета в творчестве Рембрандта Материалы к уроку МХК в 7 классе (по программе Г.И. Даниловой). Учитель МХК и литературы МОУ гимназии 3 им. М.Ф.Панькова г. Хабаровска Фадеева Татьяна Викторовна
Периоды творчества Рембрандта Лейден ( ) «Золотой век». Амстердам ( ) Переходный период. Амстердам ( ) Зрелость. Амстердам ( )
Лейден ( ) Автопортрет с латным нашейником (1629) Представитель цвета молодежи – с гордой осанкой и в суровой позе, готовый в случае необходимости ринуться в бой. Прием светотени. Лицо портретируемого зритель видит в лучах направленного света, который отражается от металла и воротника белой рубашки.
Лейден ( ) Автопортрет (1628) С помощью света Рембрандт подчеркнул свои наиболее выступающие части лица. Щеки, кончик носа, уши и шея становятся частями той маски, которая может по желанию меняться, изображая счастье, угрюмость, гордость или грусть, то есть стать позой. Взгляд художника скрыт в грустной тени.
«Золотой век» творчества Рембрандта. Амстердам ( ) Автопортрет (1632) Этот автопортрет дает нам понять, каким хотел предстать Рембрандт в глазах общества. Художник изобразил себя жителем Амстердама, достойным получения вида на жительство, который позволил бы войти в гильдию художников святого Луки.
Материал для анализа картины Овальная рама, традиционная для поясных портретов представителей голландского общества. Герой развернут лицом к зрителю, все черты лица тщательно выписаны. Уверенность скользит в его взгляде. Одежда скромная и изящная: черный камзол, украшенный маленькими золочеными пуговицами, и белый кружевной воротник, который выделяет лицо, придавая ему благородство.
Автопортрет в возрасте 34 лет (1640) Образ одного из тех благородных господ, для которых теперь работает Рембрандт. Элегантное пальто, соответствующее привилегированному социальному положению, которым он теперь пользовался. Перед нами авторитетный человек, демонстрирующий видное положение в обществе.
Автопортрет с Саскией (Блудный сын в таверне) (1635) Версия библейской истории о блудном сыне, проматывающем свое состояние, беззаботно предаваясь различным порокам, в том числе пьянству и распутству. В качестве моделей Рембрандт использовал свою жену Саскию и себя самого, с намерением сделать сцену узнаваемой и понятной для зрителя.
Материал для анализа картины Богатая обстановка и пышные костюмы дополняют чувство полноты жизни, которыми проникнут образ художника. Насыщенный колорит картины, игра тонко подобранных красочных сочетаний. Все пространство картины насыщено переливами золотистого сияния. Глубокие тени прозрачны, полутени светозарны.
Зрелость. Амстердам ( ) Малый автопортрет (1956) Рембрандт выдвинул лицо прямо на передний план, выделенный на темном фоне пучком направленного света. Шляпа и жакет сливаются с землистым фоном, отчего центральным элементом картины становится лицо художника.
Материал для анализа картины Над глазами редкие нахмуренные брови. Губы, которые прежде открыты, чтобы ответить благородностью на похвалу, теперь сомкнуты; Рембрандту пришлось пройти через унижение, прося у друзей денег взаймы, оправдываясь перед кредиторами. Кажется, что уши закрыты, чтобы не слышать сплетен о его личной жизни.
Автопортрет (с кистями, палитрой и муштабелем) (1663) В этом автопортрете Рембрандт хочет передать благородство своего занятия, представ перед зрителем с инструментами художника. Рембрандт демонстрирует владение кистью и творческий прорыв, не прибегая к зеркалу.
Автопортрет (1669) На этом последнем автопортрете художник изобразил себя со смиренным и грустным выражением лица. Все в нем выглядит спокойным. Открытый взгляд без какой-либо искусственности и деланных поз. Последний перед концом взгляд на мир.
%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1% online.ru/Baroque/Harmenszoon_van_Rijn_Rembrandt rembrandt/ Источники