Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Важнейший параметр ИСУД: Обучаемость измеряется тремя уровнями третий уровень - ТВОРЧЕСКИЙ, наиболее высокий ( способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений); второй уровень – ПРИКЛАДНОЙ, высокий ( способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации); первый уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ, средний (способность учеников понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму); ниже первого – «ГРУППА УЧЕБНОГО РИСКА» ( отсутствие у ученика возможности проявить на уроках даже минимальные способности).
Матрица параметров учебного успеха
Ресурс учебного успеха МОТИВАЦИЯ УМЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ЗНАНИЯ
ЗНАНИЕ : ОБУЧЕННОСТЬ - это объём и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения предметными умениями и навыками.
СПОСОБНОСТИ: ВНИМАНИЕ - это направленность и сосредоточенность сознания ученика на определённых объектах.
Необходимо учитывать и развивать следующие качества внимания объём – количество и размер объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности на объекте; распределение - возможность использовать одновременно несколько способов восприятия и переработки информации; устойчивость – длительность сознательного удержания внимания на объекте.
ЗАПОМИНАНИЕ - это сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит сохранение и воспроизведение информации.
Необходимо включать в работу следующие виды памяти: словесно – логическую – умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий; образную – умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звук; эмоциональную – умение сохранять пережитые чувства.
Психолого – педагогические условия успешного запоминания: Установка на запоминание; Активность ученика и максимальная самостоятельность его деятельности пр изучении нового материала; Смысловая группировка материала; Учёт индивидуальных различий памяти у школьников; Объяснение материала учителем через все каналы приёма информации; Обучение учащихся мнемоническим техникам.
МОДАЛЬНОСТЬ - это канал приёма информации, а также предпочитаемый способ её переработки и выдачи.
Типы обучающихся с учётом модальности: ВИЗУАЛ – уделяет большое внимание ведению тетради, своему внешнему виду, его раздражают беспорядок на столе, грязная школьная доска; АУДИАЛ – часто произносит вслух то,что хочет понять, прислушивается к себе, ведёт монолог с собой. Часто включает зрительную функцию, но при этом слышит всё, что говорят. Он лучше расскажет, чем напишет. КИНЕСТЕТИК – обычно очень подвижный, легко отвлекается, мгновенно реагирует на прикосновение, охотно проявляет эмоции, часто неаккуратен. При этом может проявлять высокую интуицию в решении учебных задач.
ДОМИНИРОВАНИЕ ПОЛУШАРИЙ - это способность одного полушария включаться на доли секунды раньше другого, подавляя функцию последнего.
УМЕНИЯ и НАВЫКИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ По принципу «необходимости и достаточности» планирование собственной деятельности; организация и ведение записей в тетради; самооценка.
КОММУНИКАТИВНЫЕ Способность вести монологическую речь; способность вести конструктивный диалог; способность работать в команде.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ -для ученика – возможность самостоятельного поиска; -для учителя – систему заданий для целенаправленного развития информационных умений и навыков: смыслового чтения; сворачивания и разворачивания информации; использования технических средств для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы.
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ - психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся.
МОТИВАЦИЯ: - выявляет не только степень заинтересованности ученика в том или ином предмете, но и доминирующие мотивы учебной деятельности учащегося.