« Вклад российского инженера и учёного XIX века Белелюбского Николая Аполлоновича в развитие российской науки и инженерного дела» Электронное приложение к исследовательской работе Выполнила: Ичёткина Дарья
Цели: изучение деятельности инженера и учёного Н.А. Белелюбского, рассмотрение его вклада в русскую науку XIX века
Задачи: Изучить исторические источники, связанные с деятельностью Н.А. Белелюбского; Изучить вклад Н.А. Белелюбского в развитие города Таганрога конца XIX века; Изучить документы архива таганрогского Литературного музея, связанные с жизнью и деятельностью Н.А. Белелюбского; Провести интервьюирование с работниками Литературного музея; Подготовить выступление – презентацию о незаслуженно забытом земляке, учёном- инженере Н.А. Белелюбском.
Гипотеза: Если учащиеся средней школы будут знать выдающихся земляков, то они будут гордиться своей Малой Родиной.
НАЧАЛО ПУТИ Белелюбский Николай Аполлонович родился в 1845году в семье известного инженера путей сообщения. В 1862году 17- летний Николай закончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию. Н. А. Белелюбский вел большую педагогическую работу по подготовке специалистов для железных дорог страны. Занятия по проектированию мостов, а затем лекции Николая Аполлоновича по строительной механике были красочными и живыми, они слушались с большим вниманием. Таганрогская гимназия
МОСТОВАЯ СИМФОНИЯ На заре железнодорожного строительства в Европе мосты возводились в виде сплошной железной трубы, в чреве которой громыхал поезд, оглушая пассажиров: тяжеловесно, неуютно, примитивно. Николай Аполлонович же создал новые технологии. Все его сооружения отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью, высокой надежностью. Николай Аполлонович обладал чувством нового и всегда старался воплотить в жизнь самые прогрессивные и новые идеи.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ У СЫЗРАНИ Это замечательное создание инженерного искусства- мост раскосной системы – имеет 13 пролетов по 107 м, общей длиной 1483 метров. Мост соединил железнодорожную сеть центра России с Заволжьем и Сибирью.
МОСТ ЧЕРЕЗ Р.БЕЛУЮ ВОЗЛЕ УФЫ Николай Аполлонович построил двухъярусный мост через Днепр в Екатеринославле длиной в 590 сажен – низ железнодорожный, верх - экипажный проезд. В 1880-х перекинул мост через р. Белую возле Уфы
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МАЯК В 1904 г. в Николаеве был построен железнодорожный маяк по проекту Н. К. Пятницкого и А. Н. Барышникова, экспертом которого был Н. А. Белелюбский. Это было уникальное сооружение высотой 40,2 м с толщиной стенок от 7,5 до 10 см. Эксперт нашел в проекте неточности и дал авторам некоторые рекомендации, которые были учтены при постройке.
МОСТ ЧЕРЕЗ ДОН В РОСТОВЕ Ростовский железнодорожный мост Н. А. Белелюбского – уникальное сооружение. Находясь невысоко над водой, чего требовали подходы железнодорожных путей, мост не должен был мешать и судоходству. Проектировщик предусмотрел подвижную центральную часть с подъемом на высоту 40 метров. В окончательном виде ростовчане увидели мост лишь 9 мая 1917 года. Во время Великой Отечественной войны он был полностью разрушен. При его восстановлении был использован первоначальный проект.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Научная и практическая работа Н.А. Белелюбского в области мостостроения и исследования строительных материалов снискали ему мировую известность, оставили глубокий след в развитии науки. Н.А. Белелюбский постоянно проявлял заботу о достоинстве русской науки, активно пропагандировал русские достижения, представляя русскую науку на многих международных форумах. Он удостоен звания доктора-инженера берлинской высшей технической школы, состоит действительным членом Академии Художеств, председателем бюро цементных съездов.
Н.А. Белелюбский и А.П. Чехов
Н.А. Белелюбский скончался в Ленинграде 4 августа 1922 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Надгробие Н.А. Белелюбского не сохранилось, гранитный обелиск на его могиле был восстановлен в 1958 году.