Жанр философской, литературно- критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. ( Большой энциклопедический словарь )
Шаг 1. Выбрать тему. Определить, есть ли теоретические знания в данной образовательной области Например:«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) –это относится к экономике.
Определить смысл высказывания. Используя метод перифраза поясните, что хотел сказать автор. Например: Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги.
Определить, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Важным моментом является выявление обществоведческой проблемы. Ведь в эссе вас просят высказать свою точку зрения на проблему, которая весьма образно выражена в форме высказывания. Это значит, что необходимо перевести «зашифрованную» проблему на язык философских категорий, понятий курса
Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.
Выразить свое отношение к высказыванию Например: Я полностью согласен с данным высказыванием.
Определить какие обществоведческие термины нужны для грамотного обоснования своей точки зрения? Например: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления…
Сформулировать тезисы. Подкрепить их доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить- все же эссе, «маленький» жанр.
Подобрать примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта в поддержку своей позиции Например: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.
Постараться найти точки зрения на данную проблему других авторов. Использовать эту точку зрения для иллюстрации своей позиции.
Подобрать фразу, мысль, цитату, которые могут стать заключением в эссе. Например: Таким образом, совершенно очевидно, что умение правильно планировать расходы является важным фактором в накоплении средств.
Проверить соответствует ли работа нужной структуре: Вступление- тезис- аргументы, тезис- аргументы, тезис- аргументы, заключение (вывод).
Приветствуются следующие дополнительные аргументы: Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии ). Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.