Коммуникативнаясоставляющая подготовкибакалавра по профилю"Прикладная филология":варианты модификации Е.Г. Елина, д.ф.н., проф. (Саратовский ГУ); А.А. Чувакин, д.ф.н., проф. (Алтайский ГУ, Барнаул), члены Президиума Совета по филологии. Барнаул, 2010
Задача Модификация содержания и технологии образования – проблема общая для всех профилей подготовки. Стержневой вопрос: найти принципы и пределы модификации. Основание решения задачи: представление о тождестве и варьировании объекта.
Основание тождества коммуникативная составляющая подготовки бакалавра по профилюПрикладная филология» задаетсяТождество объекта: «коммуникативная составляющая подготовки бакалавра по профилюПрикладная филология» задается - его сущностью и - перечнем профильных компетенций, в которых раскрывается названная составляющая.
Прикладная филология – это… Прикладная филология («приложения филологии») – направление в филологии, занимающееся решением практических задач, связанных с использованием естественного языка и текстов в различных сферах коммуникации, обеспечивающее разработку принципов, методов, технологий решения практических задач в различных сферах языковой, литературной, информационно- коммуникационной жизни человека и общества. (По: А.А.Чувакин / Информ. бюллетень Совета по филологии с ).
Профильные компетенции попрофилю «Прикладная филология»-1 В прикладной деятельности:В прикладной деятельности: - владение базовыми навыками на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12); - владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12); -владение базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование) различных типов текстов (ПК-13); -владение навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-14);
Профильные компетенции по профилю «Прикладная филология»-2 В проектной деятельности:В проектной деятельности: - владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально- педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15);
Профильные компетенции по профилю «Прикладная филология»-3 В организационно-управленческой деятельности:В организационно-управленческой деятельности: - умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).
Следствие -1(общее) В вузовской ООП могут содержаться все те учебные дисциплины, которые служат формированию перечисленных коммуникативных компетенций / коммуникативных составляющим иных профессиональных компетенций.
Основания варьированиякоммуникативной составляющей основной язык / языки; требования регионального сегмента национального (и мирового) рынка; академические традиции и возможности вуза (факультета, кафедры).
Следствие – 2 Коммуникативная составляющая может представлять собой разные модификации – при выдвижении / при предложении вузом определенных компетенций.
Три варианта модификаций– 1 Первый вариант. «Сокращенный» вариант ФГОС по направлениям подготовки по журналистике, рекламе и СО, литературному творчеству и др.: бедность, одно- направленность бедность, одно- направленность содержания коммуникативной подготовки. Второй вариант. Предусматривает изучение 1-2 дисциплин по каждому из направлений подготовки (журналистика, реклама и СО и др.): «лоскутность» «лоскутность» содержания коммуникативной подготовки.
Три варианта модификаций – 2 Третий вариант предусматривает изучение нескольких укрупненных дисциплин, сформулированных на базе разных направлений подготовки (журналистика, реклама и СО, литературное творчество и др.): они служат основой содержания и технологии коммуникативной подготовки.