МОУ Базинская основная общеобразовательная школа «СКЦ» Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания как средства повышения мотивации и самооценки учащихся. р.п.Бутурлино 2011 учебный год
Основная идея: повышение мотивации, самооценки и качества знаний учащихся через использование игровых технологий на уроках истории и обществознания.
Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Задачи: 1. Раскрыть особенность педагогических игр; 2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий ; 3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно- воспитательном процессе.
Условия формирования опыта Игра – один из важнейших Изучение видов деятельности, способ методической познания окружающего мира. литературы В ходе игровой деятельности ученики включаются в поиск информации, ответов, т.к. хотят не только выиграть, но и получить хорошую оценку
Актуальность темы. Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса использование игровых технологий.
Будет способствовать повышению качества знаний учащихся. Позволят сформировать коммуникативные компетенции у обучающихся. Сформирует интерес к предмету. Использование игровых технологий :
Новизна опыта Использование игровых технологий в процессе обучения истории позволит обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.
Применение игровых технологий позволило мне более успешно решать следующие задачи: 1. Образовательные: - способствовать более прочному усвоению учащимися учебного материала; - способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников. 2. Развивающие: - развивать у учащихся творческое мышление; - способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке. 3. Воспитательные: - вырабатывать историческое самосознание - способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Игровые методы способствую формированию видов мотивации к обучению: 1) Познавательных: - овладение знаниями; - ориентация на усвоение способов добывания знаний. 2) Социальных: - формирование чувства долга, ответственности, понимания социальной значимости учения; -позиционные мотивы: стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение; -мотивы социального сотрудничества: ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во- вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Ролевые уроки - игры: «путешествия»,«Социальный опрос», «Здоровый образ жизни», «Репортаж с места событий», Блеф – клуб, «Герой, дата, событие», «Найди ошибки», «Снежный ком».
игровые задания, привлекая Игровые задания: составление кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, шарад, криптограмм. Данный прием позволяет не только обеспечить психологическую разгрузку учащихся, но и дать сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: -В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - Как элемент более обширной технологии; - В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - Как технологии внеклассной работы.
Педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические; 2. По характеру педагогического процесса: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; 3. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.; 4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.
В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у учащихся правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность урока и качество знаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ государственной итоговой аттестации по предмету ПредметКлассКоличество учащихся результаты Обществозна ние % успеваемость История94 100% успеваемость Обществозна ние % успеваемость История % успеваемость
РЕЗУЛЬТАТЫ государственной итоговой аттестации по предмету Оценка «5» - 34 % Оценка «4» - 16 % Оценка «3» - 50 %
Анкетирование учащихся «Изучение отношения учащихся к учебным предметам» 1. Необходимые предметы. Варианты ответов: - Этот предмет пригодится для поступления в вуз. - Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни. - Этот предмет учит разбираться в жизни. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор. 2. Интересные предметы. Варианты ответов: - Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. - Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности. - Интересно выяснять причины событий. - Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. - Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом. - Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.