Борис Пастернак. Своеобразие лирики Во всём мне хочется дойти До самой сути… Б. Пастернак Б. Пастернак
Цель урока: выяснить, в чём заключается своеобразие лирики Пастернака; научиться определять элементы его индивидуального почерка. Средства её достижения: исследование стихотворений поэта; систематизация наблюдений в таблице.
Факторы, определившие особенности лирики Пастернака: эпоха,воспитание, личность поэта. Эпоха: рубеж веков, ломка стереотипов, расцвет русской поэзии. Воспитание: отец - известный художник, мать-пианистка европейской значимости, кумир-композитор Скрябин. Личность поэта: его увлечения- живопись, философия, музыка.
Тематика, характерные особенности лирики Б. Пастернака Название стихотворения Год создания Тема Характерные особенности образы изобразительно- выразительные средства звукопись стихотворный размер
Снег идёт, снег идёт, Снег идёт, снег идёт, Словно падают не хлопья, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Сходит наземь небосвод. С верхней лестничной площадки, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Сходит небо с чердака.
Пастернак сравнивает снегопад с небом, и оно у поэта может сходить с чердака! Да ещё и делать это «крадучись» и «играя в прятки»!
При создании образа снегопада Пастернак использовал излюбленный приём – одушевление природы При создании образа снегопада Пастернак использовал излюбленный приём – одушевление природы
Неожиданные ассоциации выступают у Пастернака как художественный приём.
« Всё в смятеньи», потому что « жизнь не ждет»- главная мысль стихотвориния.
Снег идет, снег идет К белым звёздочкам в бураке Тянутся цветы герани За оконный переплёт Снег идёт, и всё в смятеньи, Всё пускается в полёт,- Чёрной лестницы ступени, Перекрёстка поворот.
_ _ /_ _ /_ _ / _ _ /_ _ /_ _ /_ _ / _ _ /_ _ /_ _ /_ _ _ /_ _ /_ _ /_ _ / _ _ /_ _ /_ _ /_ _ _ /_ _ /_ _ /_ _ / _ _ /_ _ /_ _ /_
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.
[c]-5 [c]-5 [ч]-4 [ч]-4 В одной строфе
Аллитерации на [с] и [ч] позволяют читателю почти физически услышать шуршание падающего снега
- Философичность - нетрадиционность образов - неожиданность ассоциаций - одухотворение природы - виртуозное владение стихотворным размером размером - раскованный синтаксис