Рабочие программы по предметам. Зачем? Что? Как? Михалева Светлана Васильевна учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г. Черепанова
Требования к системе образования Требования к педагогуРеальность Гибкость Открытость Развитие Приоритет общечеловеческих ценностей Высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания Способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения Способность к творческой активности Работа в «усредненной» школе Учитель плохо подготовлен к творческой деятельности по созданию новых курсов и программ, что вступает в противоречие с потребностями школы и общества. Требуется Осмысление инноваций Повышение компетентности педагога Использование конструктивно - технологического подхода к созданию образовательных программ как компонента системы образования.
Что такое программа? ПРО – вперед Грамма – пишу Программа – проект педагогической деятельности
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.
Программы отдельных предметов, курсов (ФГОС п. 19.5) Учитель может внести коррективы: - определить новый порядок изучения материала; - изменить количество часов; - вносить изменения в содержание изучаемой темы, - дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Положение о рабочей программе.
ЛокальностьИндивидуальность Рабочая программа Для своей деятельности Для общеобразовательного учреждения
«Рабочая программа» - нормативно- управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. «Рабочая программа» – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения планируемых результатов.
С чего начать? 1.Изучение материалов ФГОС, внимательно прочитать. 2.Определить, какой вариант тематического планирования подходит к условиям Вашей школы. 3.Выбрать учебник или УМК.
Структурные элементы рабочей программы Титульный лист. Пояснительная записка. Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточно обосновывается необходимость их разработки; отсутствуют некоторые обязательные разделы; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым УМК; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Какие программы реализует наше учреждение Для детей Основные общеобразовательные программы образования; Программа развития школы;
Дополнительные общеобразовательные программы: Оздоровительная физкультура; Ритмика; Читаем и играем; Эрудит; Хочу все знать; Полезное дело; Город Мастеров; Я – исследователь; Информатика и ИКТ; В мире изобразительного искусства; Музей; Музыка; Основы гигиены; Рукодельница; Занятия логопеда; Социальные программы.
Какие программы реализует наше учреждение Для педагогов Программа повышения квалификации кадров; Программа работы по методической теме школы.