Романтизм в русской живописи Творчество О.А.Кипренского
Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) Крупнейший портретист первой трети 19 века. В его творчестве наиболее ярко проявились черты романтизма. Орест был незаконнорожденным сыном крепостной крестьянки Анны Гавриловой помещика Дьяконова, выданной замуж за дворового человека Адама Швальбе, заменившего ребенку отца. Свою фамилию мальчик получил вместе с вольной.
Автопортрет
В 1788 году Дьяконов поместил мальчика в Академию художеств в возрасте 6 лет, которую он окончил в 1803 году. За картину «Дмитрий Донской» Орест получил большую золотую медаль с правом на поездку за границу на казенный счет для дальнейшего обучения. Начавшаяся война 1812 года помешала его отъезду, которую он осуществил в 1816 году.
Картина «Дмитрий Донской» написана в традициях классицизма
Портрет отца
До отъезда за границу художник плодотворно работает в жанре портрета.
Общий характер этих портретов – романтический, в них он основное внимание обращает на внутренний мир своих героев, скрытый под внешним спокойствием. Особенно ему удаются женские образы. Портрет Д.Н.Хвостовой
Портрет Е.П.Ростопчиной
Портрет Е.В.Давыдова – полковник лейб- гусарского полка Одухотворенный образ усилен романтической атмосферой полумрака, пронизанного пятнами скользящего света
Автопортрет 1808 года
Портрет мальчика Челищева
В 1816 – 1823г.г. Кипренский живет в Риме, где изучал живопись итальянских мастеров Автопортрет для галереи Уффици
Портрет Е.П.Авдулиной 1823г. Образу свойственна внутренняя сосредоточенность и легкая грусть
В 1823 году Кипренский возвращается в Россию, которая встретила его неприветливо. Вокруг его имени ходили сплетни. Его покровителем стал граф Шереметев, в доме которого он имел студию. В этом доме и был написан знаменитый портрет А.С.Пушкина – вершина его творчества. В нем он сумел уловить не только внешнее сходство, но и заглянул в самую глубь его души.
«Себя как «Себя как в зеркале я вижу, в зеркале я вижу, и это зеркало и это зеркало мне льстит»…- мне льстит»…- так писал Пушкин так писал Пушкин об этом портрете об этом портрете кисти кисти Кипренского Кипренского
Пушкин посвятил художнику строки: «Любимец моды легкокрылой Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз» п
«Девочка в маковом венке»
Творческий подъем сменился депрессией и на автопортрете 1828 года художник улыбается через силу, в его глазах видна растерянность
В июне 1828 г. Кипренский уезжает в Италию, где после тяжелого душевного кризиса и болезни он умер в 1836 году. Картины последнего периода его жизни не отмечены тем ярким талантом, которым он был наделен. Его смерть в России прошла незамеченной.
« Читатели газет в Неаполе»